18.06.2014 | 11:20

Шедевры фламандской живописи из собрания князя Лихтенштейнского будут впервые выставлены в Москве

Шедевры Ренессанса из академии Каррара в Бергамо ещё не успели покинуть залы Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. А в соперничество с возвышенными итальянцами уже готовы вступить полнокровные фламандцы. Рубенс, Йорданс, Ван Дейк – 55 полотен из огромной коллекции князя Лихтенштейнского впервые будут выставлены в столице, в ходе официального визита Его Высочества в Россию. Экспозиция откроется в пятницу, корреспондентам «Новостей культуры» удалось понаблюдать за её монтажом.

Коллекция живописи князя Лихтенштейнского – одно из самых значительных частных собраний в мире. До недавнего времени увидеть его можно было только побывав в столице княжества городе Вадуц или Вене, куда не так давно переехала коллекция. Но теперь и она, и сам князь Лихтенштейна прибывают в Москву.

«Уникальный проект, к которому музей долго готовился, – говорит директор ГМИИ имени А.С.Пушкина Марина Лошак. – Это коллекция князя Лихтенштейна к юбилейному году дипломатических отношений между Россией и княжеством. Коллекция одна из крупнейших самых важных, мало с чем сопоставимая».

Выставка в Пушкинском музее приурочена к 20-летию установления дипломатических отношений между нашими странами. Может быть, поэтому даже в таком пустяковом, в сущности, вопросе, как – в какой цвет красить временное обрамление для этой картины Рубенса, президент Пушкинского музея Ирина Антонова советуется по телефону с Веной.

«Дело в том, что многие картины, особенно большого формата, старые, имеют очень сложные и не менее старые довольно тяжелые и практически не подлежащие транспортировке рамы, – поясняет куратор выставки Вадим Садков. – Поэтому такого рода картины отправляют без рам, а для них делается специальная деревянная обкладка, которая покрашена в какой-то нейтральный цвет».

Коллекция князя Лихтенштейнского сейчас не хранится в самом Лихтенштейне. После того, как несколько лет назад князь отреставрировал свой загородный дворец в Вене, картины переехали туда. Австрийцы довольны. Ведь только одних Ван Дейков у князей Лихтенштейнских за столетия собирательства накопилось 17 полотен. Правда, после Второй мировой войны семья князя была вынуждена продать часть шедевров, но зато сегодня коллекция активно пополняется.

«Нынешний князь осуществил экономическое чудо с лихтенштейнской экономикой, появились финансовые возможности и стали покупать произведения искусства, – рассказывает Вадим Садков. – Стали покупать эскизы Рубенса, кстати, и ранний Рубенс, и ранний Йорданс сейчас у нас на выставке».

Всего в Москву привезли 55 шедевров. Из них 19 – это полотна Рубенса, в том числе недавно приобретенные эскизы. Но особо кураторы выставки советуют обратить внимание на самую маленькую по размеру картину художника, но, возможно, наиболее значительную из всего, что привезли в Москву. Эта картина считается одним из самых трогательных детских портретов в истории мировой живописи. На портрете пятилетняя дочь самого Рубенса Клара Серена Рубенс.

Новости культуры