20.06.2014 | 10:08

В Петербурге готовится к открытию европейская биеннале современного искусства

В Петербурге, в Государственном Эрмитаже готовятся к европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10». И заметим, что сотрудничество «Манифесты» с академическим музеем – случай не типичный. Дело в том, что организаторы биеннале постоянно находятся в поиске новых мест, а Петербург по их признанию – город с невероятно плотным культурным и историческим прошлым, он для них, можно сказать, «крепкий орешек». Открытие намечено на 28 июня. Но во дворе Главного штаба уже появилась инсталляция швейцарского художника Томаса Хиршхорна. Наш корреспондент Алексей Комаров узнал, как и почему этот объект стал своеобразным символом биеннале. Рассказывают «Новости культуры».

Несколько километров скотча, десятки литров серой краски, сотни квадратных метров картона, плюс двадцать волонтеров – и двор Главного штаба превращается в место стихийного бедствия. Торчащие железные прутья, куски бетонных плит и оборванные провода скоро станут частью самой масштабной инсталляции на биеннале современного искусства.

«Сейчас закончен первый этап элементов, объектов разрушенной конструкции, – поясняет монтажник Виталий Поляков. – Собственно, где мы стоим, будут развалы кровли, балки железные, прутья, кабели и бетонные плиты».

Построить разрушенное здание во дворе Главного штаба решил швейцарский художник Томас Хиршхорн. Название инсталляции – «Абшлаг», в переводе на русский язык означает «Срез». Это термин скорее геологический, чем художественный, но он абсолютно точно раскрывает замысел автора. Томас, как всякий творец, отбрасывает лишнее, чтобы перед зрителем появились обычные петербургские квартиры в необычном ракурсе.

«Это скетч художника. "Абшлаг" термин из геологии, когда что-то обрушивается, и ты видишь, что скрывалось за этой поверхностью, – рассказывает куратор Каспер Кёнинг. – Ты видишь совершенно иное. Это как психоанализ. В этих комнатах типичная советская жизнь, но там будут висеть оригинальные полотна русских авангардных художников Малевич, Гончарова. Из коллекции Русского музея».

Мебель для выставки Томаса Хиршхорна собирали всем миром. Каждому сотруднику «Манифесты» пришло письмо с просьбой принести предметы 60-70-х годов. Так здесь оказались шкафы, стулья, диван и часы.

В другой части Главного штаба рабочие уже приступили к монтажу инсталляции Эрика ван Лисхаута. Эти полукруглые сферы – подвалы Эрмитажа. Художник девять недель прожил в цокольном этаже музея вместе со знаменитыми кошками. В итоге, появился фильм о быте и поведении животных. Уже завтра Эрик планирует повесить на стены свои рисунки и коллажи, которые также были созданы в «эрмитажный период творчества».

«Фильм длится около семнадцати минут, – говорит художник. – Фильм – часть инсталляции. Фильм будет транслироваться по этим длинным туннелям. На этой стороне будут английские субтитры, а на это русские, а звук будет идти отовсюду».

В этом году «Манифесте» исполняется двадцать лет. Эрмитаж был специально выбран основной площадкой для юбилейной выставки. Как отмечают организаторы, Петербург лучше всего воплощает историческую связь двух частей Европы. Он восточный по географическому расположению, и абсолютно западноевропейский город по духу.

Новости культуры