20.06.2014 | 09:19

Благородное собрание

Коллекция живописи князей Лихтенштейнских – одно из лучших частных собраний в мире. Кстати, познакомиться с ним в самом княжестве можно только один раз в месяц и только по предварительной записи. Зато в Москве коллекция будет находиться в течение четырёх месяцев. В центре выставки – шедевры Рубенса, Ван Дейка, Йорданса. Рассказывают «Новости культуры».

Уникальный момент – на фасаде Пушкинского музея встретились два портрета с двух разных выставок, рассказывающих о двух вершинах европейского искусства – итальянского Возрождения – портрет Джулиано де Медичи кисти Сандро Боттичелли и золотого века фламандцев – портрет Клары Серены Рубенс кисти ее знаменитого отца.

«Действительно, уникальный момент, когда в одном музее одновременно проходит две фантастические выставки, которые дают возможность познакомиться с уникальными двумя собраниями, одно из которых связано с произведениями итальянского ренессанса, другое, частное собрание, коллекция князей Лихтенштейнских», – говорит директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак.

Представлять коллекцию князя Лихтенштейна Ханса Адама Второго в Москву приехали сразу трое его сыновей, один из них, князь Лихтенштейнский Максимилиан, лично презентовал выставку журналистам.

«Дорогие гости, мы рады приветствовать вас от имени княжеской лихтенштейнской семьи, – говорит князь Максимилиан. – Проведенная в 2009-м году в Пушкинском музее выставка из нашей коллекции была настолько удачной, что нам было очень легко принять решение второй раз привести коллекцию фламандской живописи в Пушкинский музей».

В мире коллекция живописи князя Лихтенштейнского считается вторым по значимости частным собранием после коллекции английской королевы. Именно здесь хранятся хрестоматийные полотна, которые многие знают по репродукциям. Даже простая статистика впечатляет. 19 Рубенсов, 10 Ван Дейков, 4 Йорданса. И это только то, что привезли в Москву. Князья Лихтенштейнские начали собирать искусство еще в конце XVI века. И продолжают до сих пор. Директор княжеских коллекций доктор Йохан Крефтнер рассказал, что коллекция во многом отражает личные пристрастия княжеской семьи. И далеко не всегда художественные качества картин играют здесь главную роль. Иногда наследники не одобряют выбора своих предков. И продают уже имеющиеся в коллекции шедевры.

«Например, был такой случай с картиной Рубенса “Избиение младенцев”, – рассказывает Йохан Крефтнер. – Я считал, что она должна находиться в коллекции в силу своей значимости и ценности, но князь был категорически против, потому что считал, что картина слишком трагична, слишком жестока, и он не хотел иметь ее у себя, грубо говоря, в спальне».

Зато если картина нравится, ее купят даже вопреки мнению искусствоведов. Так было с картиной Квентина Массейса «Сборщики податей». Полотно не первого эшелона князь купил только потому, что сам занимается банковской деятельностью. Но есть в этой коллекции и безусловные шедевры. Как, например, портрет дочери Рубенса Клары Серены. Один из самых пронзительных детских портретов в истории мирового искусства. В семье князя ходит легенда, что картину выменял у австрийского монарха на пару породистых лошадей один из прежних князей Лихтенштейнских.

Новости культуры