16.06.2014 | 14:35

Выставка «Авангард и авиация»

В столице, в Еврейском музее и центре толерантности, 11 июня открылась новая выставка «Авангард и авиация». Она поделена на три смысловые части: пространство, машина, герой. По ходу знакомства с выставкой становится отчётливо видно и понятно, как много общего у двух явлений - передовых, стоящих во главе, как первая буква алфавита, тоже общая для них. И то, и другое – это стремление к созданию принципиально новых форм, приёмов, средств, это революционный пафос. Их совместный эффект следует признать малоизученным. К его изучению приступили «Новости культуры».

Пейзажи с высоты полета аэроплана. Ракурсы, которые сегодня есть в каждом мобильном телефоне, в прошлом веке потрясали. Когда люди стали летать, как птицы – это был не просто технический прорыв, - осуществление многотысячелетней архетипической мечты, переворот сознания, преодоление границ. Полеты стали новой точкой отсчета – в промышленном прогрессе, искусстве, мировоззрении.

«В нашей стране это совпало в с революционными событиями. Мы строим новую страну, которой никогда не было в мире, и земля уже не есть точка привязки, потому что абсолютно все мы можем подняться. Мы - летающие люди, мы все можем воспарить. Собственно – летающий пролетарий», - объясняет куратор выставки Александра Селиванова.

Летчики стали воплощением сверхчеловека, супергероя. Полетами буквально заболела целая страна: авиамоделирование, участие в общественных движениях. Для советского человека небо стало реальной возможностью ощутить новую жизнь - почувствовать себя в принципиально другой эпохе.

Триптих Тышлера из собрания Пушкинского музея, который выставляется впервые, – очень показательная работа. Казалось бы, какая авиация? Вневременной сюжет, фантазия, провинция. Но есть то, что вписывает это метафизическое пространство в реальный момент, - маленький крестик в небе – знак нового времени, знак того, что мир изменился.

Концепция выставки – искусство в контексте эпохи. Кроме фотографий, рисунков, кино – авиадетали, предметы быта, модели. Рабочие листы Циалковского полны изящества и поэтичности. Соотношение прикладного и художественного – вообще ключевая тема авангарда. Сама техника из транспортного средства стала арт-объектом. Самолет – символом эстетичной функциональности. В нем просто не может быть ничего лишнего – это материализованная формула. Всем сферам предлагалось ровняться на авиацию. Авиастроение оказало прямое влияние на конструктивизм и супрематизм.

«Здесь сама форма, крепко собранная из каких-то функциональных элементов, почему-то складывается в крест, напоминающий самолет. Здесь целый ряд произведения Чашника и Суетина, которые, по сути, – самолеты. Но если это сопоставить с архитектурными проектами в 20-е годы, появляется очень много архитектурных проектов, где в плане мы видим такие же самолеты», - говорит Александра Селиванова.

Летающие жилища, освоение других планет. После осуществления мечты о полете новым горизонтом стал Космос, и в его освоении важную роль сыграли искусство и художники, которые в своих фантазиях переходили границы видимого.


Новости культуры