16.06.2014 | 16:14

60 лет назад родился рок-музыкант и композитор Сергей Курёхин

О Сергее Курёхине заговорили в начале 80-х. Тогда, во время «железного занавеса», в Лондоне вышел его диск «Пути свободы»: фортепианные импровизации фри-джаза. Виртуозный импровизатор, гениальный мелодист, человек невероятной эрудиции: о гении Сергея Курёхина сложно сказать в нескольких предложениях. Он же самым главным в своем творчестве называл эволюцию, говорил, что «она необходима как гарант постоянного развития. И этот процесс может остановить только смерть». Сегодня исполняется 60 лет со дня его рождения. Рассказывают «Новости культуры». 

«Я хочу устроить скандал, какого еще не было в советском роке», - сказал как-то Сергей Курёхин и обещание свое сдержал. Его появление на постперестроечной сцене сравнивали с большим взрывом. Уникальный талант, герой эпохи – он создавал новые формы, соединял полярные стили, обнажал то, что было скрыто железным занавесом, открывал новые имена, экспериментировал с легендарными музыкантами.

Такого балагана на глянцевой советской эстраде и представить не могли. Степень беспредельности, свободы зашкаливала. Курёхин сам признавался: «хочу невозможного», и всё время пытался эту невозможность воплотить. Бронетранспортеры, куклы, странные музыкальные инструменты. акробаты, живые курицы и коровы – на многих всё происходящее на сцене имело почти гипнотический эффект. Неподвластные же гипнозу возмущались.

«Поп-механику» он называл космическим кораблём, отправленным во внутренний духовный мир человека. На пути пилота Курёхина вставать было опасно - он предупреждал, что остановить его можно только танком.

«Я думаю, что для меня он никогда не менялся. Он живой, живее всех, кого я знал, веселый, умнейший, ехиднейший и полный провокационных идей, удивительный музыкант и человек, в общем – гений», - утверждает музыкант Борис Гребенщиков.

«То, что мы называем противоречиями Сергея Курехина, на самом деле было следствием огромной ясности его взаимоотношений с жизнью, он был исключительно ясным и четким, и ясность и четкость его поступков являлась следствием этой ясности. Он был не натчетчик и не догматик, он был всей душой предан сложностям и зигзагам, он был живой человек», - убежден народный артист РФ Сергей Соловьёв.

Блестящий оратор, ходячая энциклопедия. Курёхин очень любил поговорить, рассказывать так, что можно было слушать часами, пусть и не всегда понятно было, о чём он. Его с Сергеем Шолоховым телешоу «Ленин-гриб» взорвало экраны, ввело непосвящённых телезрителей в почти трансцендентное состояние.

Он жил на износ, создавал много, работал иногда небрежно, многое не сохранилось. Композитор Алексей Айги накануне юбилея Курёхина, которого не знал лично, но чьей музыкой с детства восхищался, собрал из его произведений целую программу-посвящение любимому композитору.

«В основном это музыка Курёхина, которая не существовала в нотном вид.е Я брал саундтреки и переводил в ноты, потом оркестровка. Я выбирал то, что мне нравится», - рассказывает Алексей Айги.

«Я - певец гибнущей культуры, художник, который работает здесь и сейчас», - говорил про себя Курёхин. Он не хотел оставлять после себя ни школы, ни следов. Последователей у него почти не оказалось - слишком велик диапазон его таланта. А вот след он всё же оставил – важный и неповторимый.

Памяти Сергей Курёхина смотрите сегодня на канале «Россия-К» программу «Больше, чем любовь». Она выйдет в эфир в 22:15.

 

Новости культуры