17.06.2014 | 10:45

Кшиштоф Занусси отмечает юбилей

Он часто повторяет, что жизнь слишком коротка для развлечений. А сегодня ему – 75. К юбилею режиссер Кшиштоф Занусси подходит с багажом из десятков кинофильмов и театральных постановок. Он занимает почётное место в европейской режиссёрской элите. В режиссёры Занусси пришлось пойти, чтобы приблизиться к разгадке главной тайны мира: ни физика, ни философия не помогли ответить на вопрос, как и почему человек делает нравственный выбор. Сам пан Кшиштоф выбрал «своих» ещё в юности – и это - всегда меньшинство. Так учила его мама, пережившая войну. Она говорила: «Если видишь, куда бежит большинство, беги в другую сторону – и спасёшься». Рассказывают «Новости культуры».

Кшиштоф Занусси в свои семьдесят пять не сбавляет оборотов. Его дом в предместье Варшавы, кажется, знают все – от водителей такси до студентов и режиссеров. Открытая лаборатория, где пан Кшиштоф репетирует спектакли с маститыми актерами и учит тонкостям профессии новичков, жаждущих сказать свое слово в большом кино. Занусси, не только снимающий режиссер, на счету которого полсотни фильмов. Кстати, последнюю ленту – «Инородное тело» – снимал год назад в Варшаве, Риме, Москве – он еще и продюсер, умеющий считать деньги. Видит грань коммерческого и авторского кино – знает, как непросто конкурировать с голливудскими блокбастерами. И как важно держать собственное лицо.

«Есть Голливуд, и есть те, кто влияет на общее дело», – говорит режиссер.

Этому общему делу эстет и интеллектуал Занусси, посвятил полвека. Физика, философия, театроведение, которыми он так увлекался в юности – дали мощный бэкграунд. Встреча с Бергманом и Брессоном определила судьбоносный выбор. Его дипломный фильм «Смерть провинциала» взял первый приз в Венеции. Тарковский – еще один ориентир – задавший интеллектуальную планку – где игры разума, созерцание и размышления потеснили обязательный уже тогда экшен. Определился и главный принцип фильмов Занусси.

«Я пробую делать кино и существую, чтобы люди смотрели интеллектуальное кино», – признается Кшиштов Занусси.

Западный мир настороженно принял чужака из соц.лагеря. Но Занусси вне политики – востребован – снимал по два фильма в год, фестивальные награды собирал, как грибы после дождя. Чикаго без ума от его «Семейной жизни», «За стеной» забирает главный приз в Сан-Ремо. Канны аплодируют «Константе». На его съемочной площадке актеры из разных стран – Никита Михалков в 2002 снялся в «Персоне Нон-Грата». Был потрясен скрытым и мощным темпераментом пана Кшиштофа. Играл, как дебютант – надеясь на одобрение режиссера. Сверяя по Занусси, как по камертону, понимание роли.

«В каждой новой картине он говорит, что его интересует, это очень индивидуальное кино, – отмечает Никита Михалков. – Без титров можно догадаться, что это Зануссии, по глубине».

Занусси словно пытается объять необъятное – разрываясь между театром и кино. В России ставит интеллектуальные пьесы, которых боятся продюсеры. В 93-м выпускает «Игры женщин» с Михаилом Ефремовым на Мхатовской сцене – крича о расслоении на богатых и бедных. Ставя диагноз обществу с опережением на двадцать лет.

«Деликатность, христианская направленность его искусства, образованность… на мой взгляд, это очень круто», – признается Михаил Ефремов.

Занусси пишет книги, проводит мастер-классы. Размышляя на пугающие многих темы смерти, духовности человека, бесконечности мироздания – словно ищет ответ на вечные вопросы – здесь на Земле.

Каждый раз Занусси вызывает восторг и удивление коллег по цеху – своим возрастом..на который он явно не тянет…

«Узнав, что тебе семьдесят пять, снимаю шляпу и изумляюсь, как ты можешь существовать в такой азартной жизни», – говорит Никита Михалков.

К 75-летию польского режиссера Кшиштофа Занусси смотрите на нашем канале в пятницу в 22.15 программу «Линия жизни».

Новости культуры