10.06.2014 | 11:18

Давид Голощекин отмечает юбилей

Там, где появляется этот человек – всё будет «джаз». Народный артист России Давид Голощёкин сегодня отмечает 70-летие. В детстве будущий музыкант и композитор занятиям на скрипке предпочитал футбол. Но все это было до того, как он услышал джаз. А после – Дюк Эллингтон утверждал: если Голощёкин приедет в Нью-Йорк, ему, великому Дюку, придется искать другую работу. Голощёкина, бывает, раздражают вопросы журналистов о том, что такое джаз? Но с некоторых пор он формулирует ответ предельно ёмко, отвечая: «Джаз – это вся моя жизнь». Рассказывают «Новости культуры».

Давид Голощекин – из тех, кто выбрал джаз во времена, когда «играешь джаз» пропаганда рифмовала – «родину продашь». Эту музыку не показывали по телевидению. На концертах – присутствовали спецслужбы. Эту культуру считали западной, а значит враждебной. Чтобы играть джаз – нужна была просто огромная любовь к этой музыке.

Наказание, которое в детстве придумали родители для Давида Голощекина – сегодня ты ничего слушать не будешь. Они знали, музыка – его страсть. Увлечение джазом – тоже из детства.

«Я как скрипач учился с Владимиром Спиваковым в десятилетке при консерватории у одного профессора, – рассказывает Давид Голощекин. – И естественно все возлагали большие надежды и на меня в том числе. Я был способный музыкант. Но явно видели солистом, наверняка. Если бы не джаз. Уже в девятом классе я заболел джазом. Старшие товарищи значительно старше меня хотели собрать джазовый концерт, и им не хватало контрабасиста. А контрабасистов в ту пору не было, потому что учащиеся консерватории не рисковали играть на контрабасе джаз. Они могли быть отчислены».

И Голощекин решил: контрабас – это ведь большая скрипка. На некоторое время забросил школу, стер пальцы в кровь – и уже через две недели репетировал в квартете. Хотя это не было целью, Голощекин освоил много инструментов. Записал пластинку, где играет один – за всех.

Виртуоз, композитор, руководитель. Пожалуй, только с энтузиазмом Голощекина можно было открыть в Ленинграде джазовую филармонию. Игорь Бутман начинал карьеру в оркестре под управлением Голощекина. Вспоминает, Давид Семенович – из тех, кто справедлив и очень строг.

«Когда я все время опаздывал, раздражал Давида Семеновича, он мне как треснул перед концертом, – вспоминает Игорь Бутман. – И это было очень забавно, с другой стороны очень неприятно, с другой стороны я понимал, какой я разгильдяй, и что вообще это еще минимум что можно было мне сделать. У Давида Семеновича было несколько прозвищ: Давид Горыныч, Ядовит Семеныч. Вот такие. Но это мы все его любя. Потому что мы понимали, что без его железной воли и руки джазовый ансамбль не смог бы существовать».

Академическая требовательность к звучанию плюс джазовая чувственность – то, что сделало коллектив Голощекина явлением мирового значения. Даниил Крамер – много выступает с Давидом Голощекиным. Отмечает – у Голощекина все получается непринужденно и органично. Кажется – вовсе без усилий.

«Он играет на скрипке – у него свой особенный звук, – говорит народный артист России Даниил Крамер. – Это звук Давида Голощекина. Это не похоже на звук Локвуда, Понтии, стилистика другая. Давид Голощекин – это хрестоматия. Это школа настоящая для всех, кто хотел бы понять, что такое хороший би-боп и хороший традиционный джаз – это Давид Голощекин. Кроме того, у него свой стиль поведения на сцене, у него все свое».

Коллеги говорят – Голощекин может все. Извлечь две ноты, которые разбудят волну чувств. Сыграть сложнейшие пассажи – легко, естественно. Для самого Голощекина важнее всего – то послание, которое внутри. Воспитанник выдающихся педагогов, истинный питерец, Давид Голощекин в джазе – консерватор. Хранитель великой джазовой традиции.

К 70-летию Давида Голощёкина смотрите на нашем канале завтра, после полуночи в 00.40 концерт «Ни дня без свинга» из Московского Дома музыки.

Новости культуры