09.06.2014 | 11:03

"Театральный демарш" на открытом воздухе

Столичные театры устроили «Демарш». Под таким названием в саду «Эрмитаж» прошёл фестиваль театрального искусства на открытом воздухе. 12 часов в режиме нон-стоп лучшие спектакли сезона показывали 10 столичных театров. Среди них – «Гоголь-центр», театр Маяковского, «Практика». Подобный марафон проходит в Москве уже во второй раз. В прошлом году он собрал 30 тысяч зрителей. Нынешний «Демарш» оказался ещё масштабнее. В его программе – балет, опера, драматические спектакли, мастер-классы и кукольные представления. Рассказывают «Новости культуры»

Этот смех слышен на всю округу. Петрушка – самый яркий герой ярмарок и балаганов – в своей стихии. Народную комедию воссоздал московский театр кукол. Именно так эти сцены играли и 300 лет назад. Репризы пришлось искать по архивам. Два часа 15-ю куклами управляет всего один актер – Алексей Шило.

Чтобы Петрушка заговорил своим голосом, кукольнику пришлось всего за два месяца освоить пищик – маленький музыкальный инструмент. С его помощью артист практически говорит «потоком воздуха».

«Некоторые буквы заменяются другими, некоторые слова вообще невозможно произносить. Это нужно понимать и импровизировать! – говорит Алексей Шило. – Все спрашивают: “А вы никогда не глотали?” Никогда! Но когда начал с ним работать, у меня было ниточка, которая была привязана к пищику».

Неподалеку от Петрушки, зазывает к себе Андрей Бартенев – на «Марш в бабочку». Известный московский художник подготовил акцию не столько театральную, сколько психологическую. Это – не бабочка, а унылая белая моль.

«”Марш в бабочку” – это лозунг для всех гусениц, которые сидят внутри нас, – поясняет Андрей Бартенев. – Мы говорим: “Ну-ка, давайте, реализуйтесь эти гусеницы в прекрасных бабочек!”».

В беседке, у памятника, на детской площадке, практически под каждым кустом – уставшие от пыльных кулис артисты устраивают свое шоу. Здесь, действительно приходится бороться за внимание зрителя. Чтобы он не ушел к соседу. Если тот, к примеру, включит громче музыку или пустит спецэффекты.

«В таком пространстве, ничем не ограниченном – ни зрительным залом, ни билетами, за которые люди заплатили, очень непросто работать, – говорит актриса театра и кино, директор Театра Романа Виктюка, автор идеи «Театральный демарш» Ирина Апексимова. – Нужно заинтересовать человека. Есть на это десять секунд максимум, а для этого нужен талант, профессионализм и вера в себя».

Актеры театра «Liquid» «удобной» сцены никогда не искали. Их спектакли вырастают из территории, на которой они находятся здесь и сейчас: фабрика, двор жилого дома, вокзал или лестница. В этот раз – обмазали лица углем и превратили Эрмитаж в картинную галерею. «Летучий голландец» – спектакль по мотивам картин Питера Брейгеля-старшего. Сюжет премьеры до конца неизвестен даже самим артистам!
«Я бы не сказал, что нам легче всех, – отмечает режиссер Алексей Жеребцов. – Легче тем, Кто пришел и на сцене у них стоит все – и свет и звук. Нам здесь приходится все обживать, искать, где подключатся».

Актеры РАМТа флиртуют и фехтуют – в спектакле «Мушкетеры». Свист клинка не утихает ни на секунду. Холодным оружием ловко владеют и Констанция с Миледи. Этот мастер-класс по фехтованию от режиссера Андрея Рыклина – одного из лучших постановщиков сценических боев.

«Это же романтика, это же мушкетеры! – восклицает Андрей Рыклин. – Они же не сидят в кресле и не толкают монологи. Они постоянно скачут, дерутся, кого-то спасают, спасаются сами».

Сил артистов и программы хватило на 12 часов. На театральный марафон отобрали только лучшие, аншлаговые спектакли, на которые было трудно достать билет. Желание быть ближе к публике артисты продемонстрировали. И если после фестиваля зрителям захочется окунуться и в атмосферу настоящего театра, значит, демарш удался!

Новости культуры