06.06.2014 | 09:53

В Центре Мейерхольда открылась Первая Ассамблея гильдии театральных режиссёров России

В Центре Мейерхольда накануне открылась Первая Ассамблея гильдии театральных режиссёров России. Она была создана 10 лет назад как узкопрофессиональное объединение в составе Союза театральных деятелей. За два рабочих дня режиссёры из разных регионов страны должны обсудить самые насущные проблемы отрасли и попытаться найти пути их решения. Рассказывают «Новости культуры».

Председатель гильдии театральных режиссёров страны Валерий Фокин, открывая первую ассамблею, сразу задал тон всей встрече. Назвав главной проблемой тему кадровой политики.

Выработать рекомендации – задача встречи. Предложения, как надеются в гильдии, могут быть услышаны при обсуждении Основ государственной культурной политики. Участники ассамблеи – а это театральные режиссёры из разных городов, в дальнейшем рассчитывают и на продуктивный диалог с главами регионов. По словам Валерия Фокина, и директора, и режиссёры порой назначаются «неведомым способом». Письма руководителям администраций регионов театральные деятели пишут беспрерывно. Говорят, сегодня на них никто не реагирует.

«Взаимодействие в регионах с главами администраций, с органами культуры, кадровые назначения – это один из вопиющих вопросов, потому что здесь огромное количество ошибок, огромное количество безответственных назначений, которые, в общем, так сказать понижают резко весь уровень культуры театральной в провинции», – отмечает Валерий Фокин.

Испытавший эту проблему, что называется «на себе» бывший главный режиссёр Молодёжного театра Алтая имени Валерия Золотухина – Дмитрий Егоров сегодня в зале. С февраля он вольный художник. Срок трудового договора Дмитрия Егорова истёк, а документ, предложенный ему новым директором театра Ириной Лысковец – Егоров подписывать не стал – от предыдущего договора он сильно отличался.

«Я его не подписываю, – рассказывает Дмитрий Егоров. – Вскоре после этого уходит завлит театра, после уходит Ваня Стрельцов – он сейчас здесь, в центре Мейерхольда, работает специалистом по видео, после 11 человек артистов уходит из-за несогласия с политикой нового руководства».

Теперь ехать работать в качестве главного режиссёра в региональные театры уроженцу Петербурга больше не хочется. Между тем, вопрос о нежелании выпускников столичных ВУЗов ехать на работу в провинцию, по-прежнему, стоит. И дело не только в социальном аспекте.

«Нужно с человеком вступать в контакт, – считает художественный руководитель Театра «Студия театрального искусства» Сергей Женовач. – Если он увидит в себе заинтересованность, если он увидит, что есть ребята, которые хотят что-то поменять, сделать – они пойдут навстречу друг другу. Тогда, уверяю вас, никто не откажется».

На повестке дня и качество подготовки кадров. Замминистра культуры Григорий Ивлиев рассказал членам гильдии, что со следующего года более трети абитуриентов будут приниматься по программам магистратуры.

«Мы будем готовить магистерские программы двухлетнего обучения по всем специальностям в сфере культуры и искусств, – говорит Григорий Ивлиев. – Если у вас есть идеи с тем, как организовать это двухлетнее обучение, для нас очень важно чтобы это было действительно жизненной потребностью».

В числе потребностей говорят режиссёры – финансовая составляющая гастролей.

«А на что ездить? Норматив, извините меня, 500 рублей, а сегодня дом колхозника – 20 коек по 1000 рублей и суточные 100 рублей, на которых кота не прокормишь», – говорит художественный руководитель Самарского театра драмы имени М. Горького Вячеслав Гвоздков.

Вопрос привлечения средств на организацию гастролей каждый раз зависит от региона, - отвечает глава федерального центра поддержки гастрольной деятельности Евгения Шерменева.

«Если регион заинтересован в выезде собственных театров куда-то за пределы региона, или внутри своего региона, он будет поддерживать эти инициативы, – отмечает Евгения Шерменева. – И тут вопрос не только в государственном задании. Тут вопрос в культурной политике руководства региона».

Министерство культуры сейчас проводит специальную программу поддержки межрегиональных гастролей. Если театр заинтересован, может оправить заявку. Они удовлетворяются частично, иногда полностью – в зависимости от решения экспертного совета.

Новости культуры