29.06.2011 | 09:48

Конкурс Чайковского: третий тур у инструменталистов в разгаре

На Конкурсе имени Чайковского в разгаре третий, финальный тур у инструменталистов. В Москве прослушивания продолжаются в Большом зале консерватории, где выступают пианисты, и в Концертном зале имени Чайковского - там с симфоническим оркестром играют виолончелисты. Легко предположить, что волнение конкурсантов превосходит все мыслимые пределы. Действию «финальной лихорадки» подвержены даже самые опытные музыканты, которые уже участвовали в больших музыкальных состязаниях. Рассказывают «Новости культуры».

Итальянский виолончелист Умберто Клеричи – всегда приветливый и веселый – перед своим выступлением предельно собран и серьезен. Выходит на сцену на пять минут, чтобы настроится, при виде камеры скрывается за кулисами. Финальное волнение настигло и его. Прослушивания второго дня у виолончелистов открывается Чайковским – «Вариациями на тему рококо».

«Это очень сложное произведение, опасное для исполнителя, – говорит музыкант. – Музыка требует виртуозной игры, деликатного подхода. Именно здесь так нужна гармония с самим собой. В условиях конкурса, тем более в финале, найти ее очень трудно».

Если для итальянца третий тур только начался, то для немца Норберта Ангера это последнее выступление на XIV конкурсе Чайковского. Точку ставит концертом Шостаковича.

«Я рад, что мои выступления на конкурсе закончились, – говорит Ангер. – Наконец-то я смогу посмотреть Москву. Завтра выделю на это целый день – весь день экскурсий!»

Последним на сцену выходит Нарек Ахназарян, представляющий Армению. Он и Иван Каризна, который откроет следующий день прослушиваний, – любимцы столичной публики на конкурсе виолончелистов. Не удивительно, россиян среди финалистов в этой специальности нет.

«Это связано исключительно с тем, что конкурс очень сильный, – считает музыкальный критик Иван Овчинников. – Я уверен, что два виолончелиста от нашей страны еще о себе заявят не раз.

У пианистов первой на сцену вышла участница из Кореи Йол Юм Сон. В таком элегантном красном платье, ей поклонники потом признаются, сразила всех наповал. Члены жюри конечно более сдержанны, лишь отмечают что-то в своих блокнотах. Следят, больше, за исполнением конкурсанткой третьего концерта Рахманинова.

«Я люблю этот концерт, – говорит Йол Юм Сон. – Он сложный и очень разный по эмоциям. В моей игре было много личного, кажется, во время игры я пережила целый спектр ощущений».

Музыкальные критики внимательно следят за ходом конкурса.

«Кореянка, на мой взгляд, не совсем выдержала рахманиновский стиль, – считает критик Марина Гайкович. – Но она безупречно отыграла все ноты, и, в общем, это было более, чем музыкально».


Завершил сегодняшнее прослушивание пианистов Алексей Чернов. Не волнуется. Сохранять спокойствие ему помогают и стены большого зала.

«Традиционно у меня как то сложилось, что я в этом зале не волнуюсь, - говорит пианист. – Настолько атмосфера сильная, что она влияет и садишься за рояль начинаешь творить музыку и волнение пропадает».

Конкурсная публика и музыкальные критики уже определили для себя тройку фаворитов в каждой номинации. Вопрос – совпадет ли их мнение с мнением высокого жюри.

Все материалы темы «XIV Международный конкурс им. П.И. Чайковского»>>>