29.06.2011 | 10:50

"Откровения" американского театра балета Элвина Эйли

От «контемпорари данс» - до экспериментов академических балетных трупп. Все версии современного танца заявлены и в названии, и в афише Международного фестиваля «DanceInversion». Самый влиятельный в России проект в области современного танца ведет свою историю с 1997 года. И представляет лучшие балетные труппы мира. Стартовав на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича Данченко, масштабный форум будет проходить на разных площадках столицы до середины декабря. Открыл программу Американский театр балета Элвина Эйли. Рассказывают «Новости культуры».

На эти московские гастроли, как и на все другие, они приехали налегке. За кулисами не увидишь тонны декораций и сотни сценических костюмов. Удивляет театр Элвина Эйли, как и прежде, другим.

Это их особенный почерк – кошачья грация, и в каждом танце упоение какой-то античной красотой человеческого тела. Про эту труппу давно говорят: они могут танцевать все. Смешивают в своих постановках: хип-хоп, рок-н-ролл, джазовые импровизации, не забывают и классический балет.

«Мы знаем имена классических танцовщиков: Нуреева, Макарову, Плисецкую, – говорит хореограф Роберт Баттл. – Для Барышникова Элвин Эйли даже ставил номер. Так мы поженили классику и современный танец. Где есть взрывная динамика и драйв. Мы сами каждый день начинаем с классического урока, это приводит тело в нужную форму».

В 70-м театр Элвина Эйли уже покорял Россию. Первые американские танцовщики, ступившие в святая святых – на сцену Маринки – тогда еще Кировского театра. Эти постановки наша публика для себя открывала как новую планету. Михаил Швыдкой до сих пор помнит те ощущения.

«Балет Элвина Эйли, который появился в Москве и Петербурге в 70-м ошеломил нас, это была другая пластика, другая свобода движения, другое ощущение тела», – говорит Швыдкой.

В Америке этот театр танца сознание людей перевернул на десять лет раньше. В 60-м Элвин Эйли преподнес миру свои «Откровения». Одноактная постановка, в основе – спиричуэлсы – духовные песнопения афроамериканцев. В театре Эйли меняться может все – танцоры, постановщики, только «Откровения» здесь хранят как главную тайну и драгоценность. Эту постановку уже признали самым исполняемым современным танцем всех времен. В честь ее 50-летия – и это мировое турне труппы Эйли.

Трудно поверить, но в этом таком Большом для Америки театре всего 30 человек. Ежегодно на кастинги приходят по шесть сотен претендентов, в труппе остаются единицы. И, тем не менее, жестких стандартов нет: не важен возраст, рост и даже вес.

«Индивидуальность у нас во всем, – говорит Вернарс Гилмор, солист Американского театра танца Элвина Эйли. – Правда! У нас в труппе даже нет какого-то определенного перечня проступков, за которые могут уволить – даже это все индивидуально».

Он хотел отобрать балет у элиты. Элвин Эйли создавал танец, который, по его же признаниям, был бы понятен любому техасскому фермеру. Вот такой, кажется, легкий, но до сих пор шокирующий критиков и хореографов.

«Высоколобых профессионалов слушать вообще не надо, потому что мы абсолютно своими мерками что-то там измеряем, кому мы интересны. Публика в восторге, публика аплодирует. Замечательно», – говорит хореограф Алла Сигалова.

После труппы Элвина Эйли, в сентябре эстафету примет «Орфей» Национального театра Шайо. Затем «Короли танца» и Диана Вишнева с «Диалогами». Новый балет Испании с взрывным фламенко. В финале фестиваля – нашумевшие «Боги и собаки», последний шедевр Иржи Килиана Нидерландского театра танца. «DanceInversion» – не только набрал обороты, он рванул вперед на пределе возможностей.