04.06.2014 | 12:31

Олег Целков лично открыл свою юбилейную выставку "Бубновый туз"

Иосиф Бродский называл его самым выдающимся художником послевоенного периода. А Михаил Шемякин отмечал гремучую смесь приемов знаменитых старых мастеров, «помноженную на русское безумие и мощь варварского духа». Но, кажется, сам Олег Целков не нуждается в поддержке таких авторитетов. Прожив более 30 лет в эмиграции, он, конечно, не может не радоваться тому факту, что его 80-летний юбилей отмечается на родине представительной экспозицией. Но ведет себя по прежнему так, как и положено одному из лидеров советского неофициального искусства, вынужденно покинувшего свою страну и не принявшего гражданство другой. Независимо, слегка вызывающе, но с большой долей нежности к старым друзьям. Рассказывают «Новости культуры».

В 77-м году художник Олег Целков на предложение советских властей покинуть страну, не раздумывая дал положительный ответ. С тех пор живет в Париже и иногда приезжает в Россию. Предложение отметить предстоящее 80-летие большой ретроспективной выставкой, подчеркнул Целков, исходило не от него. Его позвали, он согласился.

«Поздравляю вас всех с тем, что вы видите эти картины, и с тем, что вы видите меня здесь среди них», – говорит художник.

Список гостей, как, впрочем, и картин, Олег Целков целиком и полностью оставил на усмотрение организаторов. Для него нынешняя выставка, прежде всего, возможность повидать старых друзей. Сразу после пресс-конференции художник покинул галерею, чтобы переодеться к открытию вернисажа. Посмотреть на искусство, которое активно запрещали в советское время, и из-за которого художника когда-то и вынудили уехать из страны, пришли многие знаменитости. Евгений Евтушенко рассказал, что у него даже есть стихотворение под названием «запасники», где речь идет как раз о таких запрещенных художниках, как Олег Целков.

«Он видел какой-то образ современного потребителя, мещанина, который, может, страшен в каких-то своих проявлениях, – считает поэт Евгений Евтушенко. – Иногда они страшны эти картины. А иногда у него жалость, и в них есть что-то трогательное».

«Здесь есть некоторые работы, в которых отчасти сам себя я как-то не то что в зеркале совсем, но близко по самочувствию», – отмечает режиссер, народный артист СССР Марк Захаров.

«Вот это не понимали тогда, в 70-е годы, – говорит народный артист РСФСР Серегй Шакуров. – И он просто уехал, потому что понял, что, может быть, там он найдет то, что искал. Кстати, сегодня он сам эти работы впервые и увидел. Они лежали у него в сарае – 20 лет».

На открытии выставки Олег Целков неожиданно для всех то ли в шутку то ли всерьез сказал, что в Москве его, возможно, видят в последний раз. Впрочем, эти слова остались незамеченными. Всех интересовали работы, те самые, которые 20 лет хранились в чулане у художника. Сам он наслаждался общением. Картины и мнение о них зрителей Олег Целков оставил критикам.

«Я делаю картины лишь по одной причине – иначе жить не могу, – говорит Олег Целков. – А зритель, ему нельзя верить. Потому что у каждого зрителя может быть своя точка зрения, свое мнение, которое мне совершенно не нужно и, может, даже просто вредно. Поэтому, зачем мне думать о каком-то зрителе?»

Впрочем, этим словам Олега Целкова зрители тоже не поверили.

Новости культуры