29.06.2011 | 15:00

Для чего в России снимают кино?

Минувшим днем в Московском доме кино было жарко, и причиной тому была вовсе не солнечная столичная погода. В рамках Российских программ Московского международного кинофестиваля состоялся круглый стол на тему «Для чего в России снимают кино?». В дискуссии приняли участие известные продюсеры, режиссеры, киноведы, у каждого из которых есть давно сформировавшаяся позиция и желание найти выход из сложившейся ситуации. Страсти разгорелись не на шутку, ведь говорили о наболевшем – о финансировании и государственной поддержке, о правовых вопросах и кинопрокате, о телевизионных показах и нехватке профессиональных кадров, об авторских фильмах и продюсерских проектах… Дискуссия, занявшая два часа, могла бы продолжаться гораздо дольше, если бы модератор круглого стола, художественный руководитель Российских программ Московского кинофестиваля Ирина Павлова не напомнила о жестком регламенте ММКФ.

Зачем снимать кино в стране, где зрители не ходят на отечественные фильмы, предпочитая им западную продукцию? Зачем снимать, если кинопрокат, как правило, не возмещает даже затраты на создание картины? Зачем создавать произведение искусства, если публика выбирает поддержанные рекламой коммерчески успешные проекты? Вопросов было много. Ответить на них пытались продюсеры Дмитрий Месхиев и Александр Атанесян, режиссеры Сергей Ткачев, Никита Аржаков и Александр Михайлов, киноведы Андрей Шемякин, Александр Шпагин, Татьяна Москвина и многие другие.

Представители «продюсерского цеха» – Дмитрий Месхиев и Александр Атанесян – видят выход в комплексе законодательных мер по поддержке кинематографа. По мнению Атанесяна, трагическое положение отечественного кино связано с общей деструктуризацией страны, а не с отсутствием профессиональных кадров. «Не сценаристы бездарные, а почва под ногами потеряна», - утверждает он. Сегодня попытки государства помочь кинематографу безрезультатны, уверены кинематографисты, в том числе и потому, что огромную проблему представляет отбор фильмов для государственного финансирования. Разве можно выбирать картину, опираясь на один только сценарий, не зная о том, какой режиссер стоит за этой работой? Атанесян полагает, что сегодня сценарий фильма «Зеркало» не прошел бы экспертную комиссию, если бы за ним не стояла фамилия Тарковского. По его мнению, существует ряд мер, не требующих дополнительных денежных вливаний, но способных привлечь зрителя в кинотеатры.

Секрет успеха на первый взгляд банален. Безусловно, стоит делать ставку на талант. Как заметила художественный руководитель Российских программ ММКФ Ирина Павлова, если бы не Раиса Фомина – продюсер первой картины Андрея Звягинцева «Возвращение», которая отправила этот фильм на все западные кинофестивали, – возможно, сегодня никто и не знал бы о существовании такого отечественного режиссера. Получается, что формула успеха картины – это талант постановщика, помноженный на дальновидность продюсера.

Отдельным поводом для беспокойства остается Интернет. Средний возраст большей части зрительской аудитории – 20-25 лет, и это самые активные пользователи Всемирной паутины. Как взаимодействовать с этим сегментом? Как остановить пиратство и приступить к сотрудничеству? Эта проблема по-прежнему волнует сегодня и режиссеров, и продюсеров, и прокатчиков. Впрочем, на ее разрешение в рамках круглого стола никто из участников не рассчитывал. 

Пессимистические заявления звучали на фоне обсуждения аншлагов, которые собирают фильмы Московского кинофестиваля. На столичной премьере новой картины Андрея Звягинцева «Елена» зрители смотрели ленту в буквальном смысле лежа на сцене Московского дома кино, да и на конкурсные показы ММКФ попасть непросто. Киновед Александр Шпагин выдвинул свое объяснение этому факту. По его мнению, фестивалей в России едва ли не больше, чем самих фильмов. Однако их нельзя сопоставлять с прокатом – это всего лишь своеобразные акции с участием знаменитых актеров, режиссеров, и публике такие события всегда интересны. Проблему привлечения зрителей в кинотеатры фестивали увы не решают. Рецепта борьбы с пустой кассой никто предложить так и не смог.

Как обычно, вопросов звучало больше, чем ответов. Мнений было высказано много, но все участники дискуссии сошлись в одном: несмотря ни на что, нужно продолжать снимать кино.

Все материалы о 33-м Московском международном фестивале>>>