29.05.2014 | 09:39

В столице открылась выставка работ Максимилиана Волошина

«Доселе грезят берега мои» – эта строка из стихотворения Максимилиана Волошина дала название выставке, открывшейся в московской галерее на Ленивке и посвященной дню рождения поэта и художника. Экспозиция по-своему уникальна: впервые в едином выставочном пространстве собрано более 30 акварельных работ Волошина, которые относятся к самому плодотворному – крымскому периоду его творчества. Графическую часть дополняют редкие фотоматериалы из фонда Дома-музея Волошина в Коктебеле. Рассказывают «Новости культуры».

Исследователи творчества Максимилиана Волошина до сих пор спорят: кем он был в первую очередь – поэтом или художником? Делая эту выставку, целиком состоящую из акварельных пейзажей Волошина, кураторы поневоле вынуждены были принять одну из сторон. Но вряд ли сам Макс, как называли его близкие друзья, был бы столь же категоричен.

«Конечно, Волошин сам себя, прежде всего, считал поэтом, я согласна, – говорит куратор выставки Мария Гадас. – Но не стоит забывать, что его как художника не так многие знают пока еще, как ни странно. Потому что, когда мы стали готовить эту выставку, то очень многие люди, с которыми мы общались, с удивлением спрашивали: а он еще и художник?»

Гостям и просто случайным посетителям, которые оказывались в доме Волошина в Коктебеле, не нужно было объяснять и доказывать, что здесь живет именно художник. Сам внешний вид хозяина красноречиво говорил об этом. Но вот что удивительно: если акварели Волошина можно узнать из миллиона других, то узнать Коктебель на самих акварелях – совершенно невозможно. А ведь они написаны именно там. Он смотрел на окрестные горы, в том числе и на знаменитую скалу, рельеф которой напоминает его собственный профиль, но, кажется, видел что-то совсем другое. Похоже, правы те, кто говорят, что Волошин все-таки, в первую очередь – поэт. И в живописи тоже. Его придуманный Крым существовал в параллельном мире. Ведь даже в годы гражданской войны, когда полуостров поочередно переходил то белым, то красным, на его картинах это никак не отражалось.

«В пейзажах эта тема не появляется, – отмечает коллекционер Софья Ельникова. – Пейзажи – это природа, она вечна, постоянна и на нее никак не может повлиять власть белых, красных. Это вечная красота».

Настоящий подлинный Коктебель, где и сегодня можно увидеть дом, в котором когда-то жил, сочинял стихи, писал картины Максимилиан Волошин, и где вам покажут даже сделанные его собственными руками полки для красок и кисточек, этот Коктебель – имеет мало общего с тем поэтическим восприятием этого места, которое запечатлел на своих акварелях Волошин. Что более правдиво – каждый решает сам.

Новости культуры