30.05.2014 | 19:30

"Художество серебряное да медное" на выставке в Коломенском

«Художество серебряное, кузнечное да медное» представляет столичный музей-заповедник «Коломенское». В подклете Дворца царя Алексея Михайловича открылась выставка русского художественного металла. Почти три сотни предметов – это памятники XVII-XX веков, созданные в Москве, Петербурге, на Русском Севере и Урале. Подробности – в репортаже «Новостей культуры».

Выставка охватывает сразу несколько столетий – от конца XVI века до начала XX. Немало исторических памятников подписаны здесь особо – «экспонируется впервые». В их числе «Спас в силах» – на иконе датированной концом XVI века, сохранился древний оклад. В каком храме находилась икона, специалистам неизвестно. А об этой дарохранительнице они знают больше. Она из Николо-Угрешкого монастыря, что в Московской области.

«Утрачены, увы, безвозвратно живописные вставки на всех гранях памятника, – рассказывает куратор выставки Вадим Гордеев. – Дарохранительница – такой типичный такой сочный памятник в русском стиле. Яркий, очень эмоциональный, вызолоченный и украшен богато полихромными эмалями».

Сложным материалом и техникой исполнения отличается и двусторонняя хоругвь 19 века.

«Здесь на бархате сшитое золотыми нитями изображение, эмалевые накладки, ажурный металл, и всё это в целом производит какую-то удивительную драгоценность, – говорит главный хранитель Московского государственного объединённого художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника Ольга Полякова. – И, в то же время, это величайшее произведение русского церковного искусства».

Предметы здесь не только церковные, но и светские. Впервые в музее экспонируют вот этот предмет, называется он так же, как и выглядит – кочан капусты.

«Уникальный памятник работы русских мастеров, точнее московского мастера конца XVIII века, – поясняет Вадим Гордеев. – Здесь одного серебра почти полтора килограмма, то есть даже для своего времени – для XVIII века это был очень дорогой предмет, и, судя по искусной работе ювелира, мог позволить иметь дома такой предмет только человек весьма и весьма состоятельный».

Мода на такие предметы – миски – пришла из Европы. Специалисты предполагают, что использовалась она как мороженица. А про эти котлы знают наверняка. Они – деревенские, причём, северные. Там, как рассказывают на выставке, бытовала такая традиция – на престольный праздник собирались все прихожане и на весь мир готовили пир – варили в котлах кашу на целую деревню. Здесь же, конечно, самовары, и даже кофеварка. Она тоже северная. Поморы нередко ездили в Норвегию, где и переняли моду – на кофе. А кофеварку придумали сами – традиционная русская форма – ендова плюс толстая ручка.

А чугунная ваза, созданная в 1900 году, название «Лукоморье» получила неслучайно. Там и Леший бродит, и русалка на ветвях сидит. С другой стороны, говорят, есть и кот – тот самый – учёный, что ходит по цепи кругом.

В каждом зале – слюдяные оконницы XVII века. Прозрачным минералом – слюдой нередко стеклили окна храмов и дворцов. Стекло в те времена было довольно толстым и плохо пропускало свет, а русская слюда считалась лучшей в мире. Каждый из экспонатов – а их на выставке 275 – иллюстрация не только быта, но и высочайшего мастерства, безграничной фантазии и верности традициям русских мастеров.

Новости культуры