28.05.2014 | 10:47

Произведения Артура Фонвизина и Аллы Беляковой на выставке "Муза художника"

«Укротитель воды» и его ученица. В Москве проходит выставка работ выдающихся акварелистов - Артура Фонвизина и Аллы Беляковой. В своих немногословных записках художница вспоминала, как учил ее ФонвИзин: «брать на кисть много воды, чтобы акварель текла играючи». «Артур Фонвизин – это сказка, порыв, вдохновение», – говорила она. Однако, несмотря на горячую влюбленность в творчество своего учителя, Алла Белякова всегда настойчиво искала свой путь в искусстве. Рассказывают «Новости культуры».

Выставку «Муза художника» готовили год. Очень хотели успеть к 2014-му – в этом году отмечается 100 лет со дня рождения Аллы Беляковой. Отметить юбилей художника, не представив работы её учителя – Артура Фонвизина, посчитали неправильным. Из частных коллекций удалось собрать 81 его картину – акварель, графику, литографию. Эти полотна открывают экспозицию.

«Потому что школа Артура Владимировича – это уникальное явление в мире акварельной живописи, – поясняет художница, организатор выставки Нина Пони. – Он признан одним из пяти выдающихся художников ХХ века. Это самая сложная техника исполнения «а-ля прима». Это натура, эмоция и белый лист бумаги и нужно сделать образ».

Её образ – музы и ученицы Фонвизина Аллы Беляковой на многих полотнах: пером, карандашом, фломастером, кистью… То она в роли пьяной римлянки, то Леди Гамильтон. Кстати, кресло и шляпка у картины – те самые, в которых Белякова позировала Фонвизину. Алла Михайловна признавалась, что «влюбилась в акварели Артура Фонвизина сразу, насмерть и навсегда». Ученица уже Аллы Беляковой – Нина Пони, вспоминает заветы своего педагога.

«Самое главное, она говорила, в работе должно быть что? Работа должна быть красивая, в ней должно быть движение, должен быть цвет, должно быть пространство и вообще, если это красиво – это имеет право жить. Это был её жизненный принцип», – вспоминает Нина Пони.

А потому в каждой работе, будь-то её любимые цветы или город Можайск, есть и красота, и движение, и пространство.

«Из акварели монументальную пластику, такая цветовая гамма, такой колоритный вещи создать – это редко бывает», – говорит народный художник СССР Зураб Церетели.

«Эти вещи музыкальны, они этим и поражают, – добавляет художник, писатель, режиссёр Шавкат Абдусаламов. – И был синтез музыки, литературы и живописи, хотя литература впрямую не читается, но она всегда высокая и что-то такое значительное всегда подразумевается. Вот это есть в работах Артура Фонвизина и Беляковой».

Специалисты говорят, что сегодня едва ли кто работает в технике акварельной живописи Фонвизина. Объясняют, чтобы овладеть этой техникой, нужно обладать меткостью снайпера. Взяв кисть в руки, настолько точно попасть… в цвет, образ, состояние.

Новости культуры