28.05.2014 | 11:03

Поколение эпохи авангарда на снимках Арнольда Ньюмана

«Окружение должно не только дополнять композицию, но и «объяснять» человека», – так говорил Арнольд Ньюман, знаменитый американский фотограф, которого называют отцом «портрета в естественной обстановке». Художник сотрудничал с самыми влиятельными западными изданиями, ему позировали – среди прочих – Игорь Стравинский и Леонард Бернстайн, Марк Шагал и Пабло Пикассо, Марлен Дитрих и Гарри Труман. Чем так необычны портреты знаменитостей, сделанные Ньюманом, можно узнать на выставке под названием «Портреты и Абстракции». Она открылась в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Рассказывают «Новости культуры».

Классик, которого никогда не выставляли в России. Американского фотографа Арнольда Ньюмана исследователи определяют мифологическими категориями – титан, столп, краеугольный камень. Уважают, обожают, подражают. Ньюман – один из тех, кто задал тон ХХ веку. И не только в фотографии. Он повлиял на экранные искусства и медиа эстетику. Эксперты уверяют: влияние Ньюмана можно проследить почти в любом креативе, который мы видим.

«У него была идея создания изображения, которое бы являлось логотипом человека, – рассказывает куратор выставки Анастасия Лепихова. – Каждый раз, когда вы вспоминаете этого человека, у вас перед глазами всплывает фотография Ньюмана. И это была его идея фикс, над которой он работал. Он всегда стремился создать именно одно изображение. То есть серийность ему была не присуща. Он работал как живописец».

Ньюман – «вышел» из живописи. Он получил образование художника и прекрасно знал старых мастеров. Особенно ценил фламандцев. Отправной точкой стал кабинетный портрет – с деталями обстановки и предметами, указывающими на занятие героя. Ньюман не снимал в студии – считал, что люди гораздо естественнее в своем пространстве.

На этом снимке – художник Пит Мондриан. В кадре Арнольд Ньюман сумел создать психологический портрет и воплотить эстетику неопластицизма, которую всю жизнь разрабатывал художник. Строгие линии, прямые углы, трехцветная палитра. Арнольд Ньюман создал роман, монографию – с точечной фабулой.

Карьеру фотографа Ньюман начал в фотоателье, где сделал сотни 49-центовых портретов. Потом экспериментировал с уличной съемкой. Это период – абстракции. Позже – вышел на символическое представление характера. Как в портрете Стравинского.

«Ньюман признался, когда он установил рояль, стал снимать – дело происходило в гостинице – крышка рояля напомнила ему ноту, – говорит Анастасия Лепихова. – И он решил, что именно такое абстрактное видение музыки Стравинского, который тоже, по сути, был модернистом в музыке, они перекликаются».

На снимках Ньюмана – поколение эпохи авангарда. Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Генри Миллер, Джон Кеннеди, Мерлин Монро, Вуди Ален. Ярчайшие характеры века. Тонкий, глубокий психологизм Ньюмана – возможность лучше понять эпоху - и разглядеть то, что мы не замечаем – в том числе, и в себе самих.

Читайте также:
Выставка классика фотопортрета Арнольда Ньюмана открылась в Москве>>>

Новости культуры