23.05.2014 | 11:07

Звезды мировой оперы представили в столице концертную версию оперы "Орфей и Эвридика"

300-летие композитора Кристофа Глюка в зале имени Чайковского отметили концертным исполнением оперы «Орфей и Эвридика». Представили известное произведение тонкие специалисты в области аутентичной музыки – Московский камерный оркестр Musica Viva и вокальный ансамбль «Интрада». В качестве исполнителей главных партий были приглашены ведущие европейские специалисты в области барочной музыки – британцы Колин Ли и Дебора Йорк, а также сопрано из Бельгии Софи Янкер. Рассказывают «Новости культуры».

Оперу «Орфей и Эвридика» Глюк написал в двух версиях, с разницей в 12 лет. В первой – 1762 года – партия Орфея предназначалась для альта-кастрата, сегодня ее чаще исполняют женщины. А вот во втором варианте, написанном для парижской премьеры, композитор расширил партию и передал ее тенору. Британец Колин Ли несмотря на то, что зарекомендовал себя как один из самых ярких лирических теноров, к этой роли подходит с опаской.

«Это для меня настоящий вызов, потому что действительно очень сложно технически, – признается Колин Ли. – И более того, я должен сказать, что мы играем с современным оркестром, с современной настройкой, которая чуть выше, чем в эпоху Барокко. Поэтому приходится петь еще выше. А это, конечно, сложнее».

Колин Ли Москву считает вторым домом – говорит, здесь музыка чувствуется как нигде. Дирижер Уильям Лейси о столице может сказать то же. В течение нескольких лет успел поработать с оркестрами театра Станиславского и Немировича-Данченко и Большого. Но этот оркестр – Misica Viva – поразил его еще больше.

«У нас принято считать, что русская скрипичная школа хороша для исполнения романтической музыки – мощный звук, большое вибрато, – говорит Уильям Лейси. – Но эти музыканты могут играть совершенно по-другому, почти как в эпоху Барокко. Когда вы приезжаете в Москву, чтобы исполнить Глюка, и обнаруживаете, что музыканты так его понимают – это не может не удивлять».

В опере всего три действующих лица – Орфей, Эвридика и бог любви Амур. Зрители привыкли видеть их в оригинальных постановках с мистическими, яркими декорациями. Но в этом исполнении – концертном, настроение оперы зависит только от певцов.

«Мы в основном изображаем разные характеры, – рассказывает художественный руководитель вокального ансамбля «Интрада» Екатерина Антоненко. – Мы в аду изображаем фурий, в раю – наоборот, поем небесных духов. Это очень интересно, потому что разные, звуком нужно воплощать противоположные образы».

Античный сюжет о преданной любви Орфея и Эвридики – один из самых распространенных в опере, но Глюк его интерпретировал по-своему. Хор сделал составной частью драмы, а финал истории вопреки мифу – счастливым.

Новости культуры