30.06.2011 | 11:05

На Конкурсе Чайковского пришло время вынести вердикт

До завершения Международного конкурса имени Чайковского осталось несколько часов. Сегодня вечером все участники этого грандиозного смотра мировых национальных исполнительских школ встретятся в Москве. В концертном зале имени Чайковского будут названы имена победителей и вручены медали. Торжественная церемония закрытия и гала-концерт лауреатов конкурса – в Большом зале столичной консерватории завтра. Прямую трансляцию смотрите на нашем телеканале. И каков бы ни был вердикт жюри, который мы узнаем совсем скоро, ясно одно: по масштабу и накалу страстей конкурс имени Чайковского не уступит ни одному мировому музыкальному смотру. Рассказывают «Новости культуры».

Это все-таки случилось. Вокруг Конкурса Чайковского, как много лет назад – настоящий ажиотаж. На прослушивания билеты раскуплены задолго до конкурса. На пресс-конференции председателя Оргкомитета конкурса Валерия Гергиева – вопросы, которые интересуют, и интересуют горячо, всех. Прежде всего, они касаются тех, запомнившихся, полюбившихся, кто в финал, а порой и во второй тур не прошел. Это Александр Лубянцев и Эдуард Кунц.

«Я сожалею, что невозможно всем пройти в финал, – говорит Питер Донохоу. – Но я по-прежнему верю в честность всех членов жюри. Ну а потом: мы никогда не можем на 100 процентов быть уверенными в своих решениях. Мы всегда сомневаемся».

Валерий Гергиев считает, что такие обсуждения – свидетельство того, что у Конкурса началась новая жизнь.

«Горячие дебаты будут здесь, но полное отсутствие дебатов вокруг Москвы – гибель для конкурса, – говорит Гергиев. – Пока я вовлечен в строительство конкурса, чтобы он был мощным и очень активным горячим, активным по духу. Мне нравится, что вы небезразличны, что много людей ходит».

Об этом конкурсе еще долго будут говорить и спорить. Но сегодня он завершится для тех, кто прошел сложные многоступенчатые туры. Для тех, ради кого ходили на концерты и ломали копья.

Церемония награждения расставит все точки над И. Ее ждут, на объективность жюри надеются: слушатели, конкурсанты и те, кто с особым пристрастием следил за конкурсной борьбой. Музыкальные критики из разных стран мира, чьи конкурсные дневники читали, с ними спорили, с ними соглашались и не соглашались.

Пожалуй, самые горячие споры разгорелись в номинации фортепиано. На сайте конкурса – статьи и многочисленные комментарии. Финал каждый день преподносит сюрпризы. Сыгранный удачно один концерт не гарантирует столь же блестящего исполнения другого. Даниил Трифонов, ученик Сергея Бабаяна, в очередной раз поразил всех своим звуком – мягким, объемным, глубоким.

«Большой молодец – Даниил Трифонов, – говорит музыкальный критик Густав Алинк. – У него потрясающая статистика участия в конкурсах: он подавал шесть заявок и пять раз становился финалистом! И сейчас он, конечно, очень впечатляет».

Даниил – один из лидеров финала и любимец публики. Но не только он.

«В финал – совершенно заслуженно, но только по другим, техническим и бойцовским параметрам, попала Йол Юм Сон, – говорит музыкальный критик Елена Черемных. – Она хорошая девушка, она чрезвычайно прихотливая девушка, я бы даже сказала – изощренная, она хорошо меняет туалеты, она работает с имиджем».

Финальные музыкальные высказывания единственной девушки на третьем туре показались критикам не столь убедительными. Смущает и другое.

«Постоянные перемены ее программы, я не знаю, насколько это согласуется с регламентом, – отмечает Елена Черемных. – Но меня удивляет бойцовский дух: заявив Второй концерт Прокофьева на финал, она за день меняет его на Третий концерт Рахманинова, и почему-то я не думаю, что здесь не обошлось без идеи вышибить плечом не очень удачно справившегося с этим сочинением Чо – своего соотечественника».

Еще совсем мальчишка, 17-летний Сенг Чжин Чо из Кореи, также приглянулся критикам. Мягкая, кошачья манера игры, быстрота юношеской реакции – и абсолютное совпадение с Первым концертом Чайковского. Западные критики, а их немало на этом конкурсе, были единодушны.

«Этот трогательный мальчик, Чо, мне очень понравился, – говорит музыкальный критик Ева Блацевич. – Замечательный пианист. Но результаты, конечно, могут быть любыми. Надо ждать».

У виолончелистов явного лидера тоже нет. Все пять участников претендуют на золото. Раздать им места с первого по пятое – задача, которой не завидуют даже критики. Тем не менее, в споре между зрелостью и молодостью их симпатии – на стороне более возрастных музыкантов.

«Мне кажется, что из пятерых финалистов первой премии, прежде всего, заслуживают Норберт Ангер или Умберто Клеричи. Они в этой пятерке старше других. Во-вторых, они представили наиболее интересные, зрелые интерпретации разных сочинений», - считает музыкальный критик Илья Овчинников.

На другой чаше весов – совсем молодые: 18-летний Иван Каризна из Белоруссии и 17-летний француз Эдгар Моро. Первая премия была бы для них авансом, говорят критики.

«Самый фантастический исполнитель финала – это, конечно, Эдгар Моро, – говорит критик Рэймонд Столтс. – Я не думаю, что он выиграет, но он – первоклассный музыкант. Несмотря на это, первую премию я бы отдал Клеричи: тонкому, умному и прекрасно контактирующему с залом».

Впрочем, все говорят, что и победа Нарека Ахназаряна из Армении мало кого бы удивила и расстроила.

Кто победит у вокалистов – большая загадка.

«Этот конкурс проходит, судя по всему, под девизом «Азия – вперед!», – говорит музыкальный критик Гюляра Садых-заде. – Потому что очень хорошо выступают азиаты. Это какое-то собирательное понятие, в нем нет неполиткорректности. Но когда на первый тур приезжают три корейца, и все проходят на 3-й тур, это стопроцентное попадание».

Правда, российские певцы – тоже вполне конкурентноспособны. Мужчины-участники конкурса понравились критикам больше, чем женщины. Правда, как поделят между собой премии представители Южной Кореи, России и Монголии, не берутся прогнозировать даже самые смелые.

На скрипичном конкурсе критики констатируют: волнение в финале подвело многих музыкантов. Как и всеобщая потерянность в обязательном Концерте Чайковского.

«Действительно ни один из конкурсантов, за исключением Сергея Догадина, не представил качественного и просто хорошего исполнения концерта Чайковского», – говорит музыкальный критик Марина Аршинова.

Поэтому жюри пришлось решать: предпочесть отличную подготовку к конкурсу Сергея Догадина, или все же засчитать другим музыкантам заслуги на предыдущих турах. В которых был блестящий «Стомп» Карельяна в исполнении американца Армстронга, неожиданные интерпретации Зормана, тонкость и глубина Сильбергера. Для себя члены жюри, кроме фортепианного, уже решили подобные вопросы. Как? Станет известно уже сегодня вечером.

Все материалы темы «XIV Международный конкурс им. П.И. Чайковского»>>>