23.05.2014 | 11:00

Представлены современные концепции развития исторического района Москвы

В Музее архитектуры имени Щусева задумались над тем, каким образом стоит развивать территорию, примыкающую к столичной улице Волхонка, и подготовили проект под названием «Территория культуры». Организованы две выставки. Одна, «Кварталы Волхонки», посвящена тому, как можно сделать это пространство более удобным для человека. Другая предлагает пристальнее вглядеться в здания разных эпох, от XV века до наших дней, и обратить внимание на такую деталь, как «Двери Волхонки». Они могут рассказать не меньше, чем дома. Рассказывают «Новости культуры».

Улица Волхонка – одна из самых старых в Москве. О ней упоминается еще в летописи XIV века. Со временем превратилась в одну из самых аристократичных улиц. Ее ландшафт менялся постоянно. Архитектурных проектов, связанных с Волхонкой, было множество – самый помпезный – так и не построенный на месте разрушенного Храма Христа Спасителя Дворец Советов.

«Каждый из этих проектов как-то повилял на то, как эта территория живет сейчас, – говорит руководитель проекта Елена Ольшанская. – Волхонка, которая когда-то была улицей, сейчас стала рекой с размытыми берегами из-за того, что так много всего там происходило».

Организаторы «Территории культуры» провели двухгодичное исследование кварталов Волхонки – с точки зрения изучения исторического облика улицы и улучшения социокультурной ситуации в этом московском районе.

«Высочайший культурный потенциал московского центра, который заключается и в обилии уникальных памятников архитектуры, и в большим количестве объектов культуры, он практически не используется, а используется очень слабо», – отмечает директор Государственного музея имени Щусева Ирина Коробьина.

В соответствии с проектом, Волхонка в будущем может сузиться для автомобилей и стать частью единого пешеходного пространства в центре столицы. Станет больше деревьев, клумб. Благодаря новой концепции освещения ночью здесь будет светло, как днем. Особое место в проекте уделено изучению декоративных деталей зданий. Им историк архитектуры Федерика Росси посвятила отдельную выставку - «Двери Волхонки».

«Я стала ходить по улицам этим, заниматься и смотреть на двери, – рассказывает Федерика Росси. – И была приятно удивлена, что двери уцелели исторические, красивые. Я бываю в разных городах, но московские двери, двери Волхонки меня удивляют, потому что они действительно специфические – красивые, экспрессивные. Это не только типовые двери, это авторские двери».

Среди экспонатов: снимки дверей Храма Христа Спасителя, Пушкинского музея, старейшего здания Волхонки – церкви святого Антипы, арки около входа в метро Кропоткинская. Благодаря этим фотографиям, чертежам, наброскам участники проекта детально восстановили архитектурную историю района. На этой базе здесь, возможно, и будет создана новая «территория культуры».

Новости культуры