23.05.2014 | 19:43

Выставка "Сталь и кровь" открылась в залах Военно-исторического музея

В Петербурге готовятся отметить столетнюю годовщину события, во многом предопределившего историю ХХ века. В июне 1914 года в Сараево был убит наследник Австро-Венгерского престола эрцгерцог Фердинанд. По сути с этого началась Первая мировая война. О том, что происходило на полях сражений, рассказывает выставка в Военно-историческом музее. Рассказывают «Новости культуры».

В музейном холле собрались военные историки – любители и профессионалы. За последнее столетие это первая масштабная выставка, посвященная Первой мировой. Название «Сталь и кровь» как образная иллюстрация к бесконечным позиционным боям, из которых состояли будни той войны.

«Целые полки клали со всех сторон, чтобы захватить полоску земли, которая никому не нужна, – рассказывает куратор выставки Федор Зорин. – Это была грязь, изрытая снарядами и опутанная колючей проволокой, за которую бились неделями и за которую погибали сотни тысяч человек».

Символ Первой мировой – это пулеметы и бесконечные ряды колючей проволоки перед ними. Смертельная паутина, в которой погибали солдаты. Воюющие армии изобретали специальные гранаты и снаряды – прорубать проходы в заграждениях, но тщетно. На стволы винтовок даже надевали особые насадки, чтобы выстрелами перерубать смертельную колючку. Когда это удавалось – начиналась штыковая атака.

Реконструкторы сверяют свое обмундирование с экспонатами. В музейных витринах – эталонные образцы одежды и снаряжения. Красные сургучные печати Военного ведомства нужны были для того, чтобы фабриканты и подрядчики не покушались на утвержденные стандарты военной формы. И не выкраивали на сукне прибыль в свой карман. Рядом с архаичными саблями – первые магазинные автоматы – новые виды оружия рождались буквально в окопах.

«Поручик Веселовский видит, что австрийцы применяют какую-то новую технику, стреляют по окопам, – говорит заместитель директора Военно-исторического музея артиллерии инженерных войск и войск связи Сергей Ефимов. – Захватили их бомбомет, и он за одну ночь из гильзы от снаряда скопировал свой бомбомет».

Стальной оскал Первой мировой войны виден и в жерлах пулеметов и в самых настоящих капканах, которые немцы разбрасывали на поле битвы. Русские инженеры в ответ придумали стальные гетры. Каска с налобной пластиной должна была уберечь немцев от пуль, но оказалась неэффективной против винтовки Мосина. Война шла не только на поле боя. Пропагандистские агитки в лубочном стиле рассказывают о захвате немецкого дирижабля и о спасении мирных жителей от злобного супостата. Но кроме лубочных героев были и герои настоящие. Братья Панаевы – все четверо – стали Георгиевскими кавалерами. И только один из них вернулся с полей сражений.

«Если рассказывать эту историю, то знаменитый фильм "Спасти рядового Райана отдыхает, – уверен Сергей Ефимов. – У нас хранится сабля третьего брата, он возглавлял кавалерийскую атаку и погиб на фронте. И тогда правительство приняло решение отозвать четвертого брата и определить его на службу в тыл. Он прослужил несколько месяцев и написал прошение чтобы его отправили на фронт».

Опыт Первой мировой войны актуален и сегодня – говорят военные историки. И напоминать о нем – их профессиональная задача.

«Извлечь уроки из Первой мировой войны, чтобы не повторять их в будущем, научиться не ввязываться во что попало, когда приходит время», – говорит Федор Зорин.

Выставка «Сталь и кровь» – в основном об оружейной стали. Не потому что историки так любят оружие. Просто солдатская кровь – эти чернила истории – исчезает с полей сражения значительно быстрее, чем пули и снаряды.

Новости культуры