30.06.2011 | 14:21

Вернер Херцог показал в Москве доисторические наскальные росписи в 3D

Немецкий режиссер Вернер Херцог (Werner Herzog), чья ретроспектива включена в программу Московского международного кинофестиваля, показал на нем свой последний проект - снятую на 3D-камеры экспедицию в пещеру Шове на юге Франции, где в 1984 году были обнаружены наскальные росписи 32-тысячелетней давности.

Пещера доступна лишь несколько недель в году и лишь для крайне ограниченного числа специалистов - в ней стараются не нарушать микроклимат, сложившийся 21 тысячу лет назад, когда вход завалило скалой. Во Франции уже был прецедент, когда наскальные росписи, некогда потрясшие Пикассо, из-за бесконечного потока туристов заросли плесенью - это случилось с известной с 1940 года пещерой Ласко. Поэтому пещерную живопись, открытую Жаном-Мари Шове, охраняют с удвоенной силой. На получение всех необходимых разрешений, как признается режиссер, ушло 11 месяцев.

"Нас пустили внутрь всего на шесть дней, на четыре часа в сутки. С собой мне разрешили взять всего трех помощников. Оборудование допускалось только такое, которое мы сами могли унести на руках, а перемещаться дозволялось исключительно по навесной дорожке шириной 60 сантиметров: шаг вправо, шаг влево - и твой ботинок может растоптать след пещерного медведя, исчезнувшего с лица земли 25 тысяч лет назад. Камеры приходилось собирать вручную внутри пещеры, фактически в темноте. Такое можно проделать только с самыми выдающимися профессионалами", - рассказал Херцог.

Вместе с тем, как он уверяет, сомнений в том, что снимать следует именно трехмерный фильм, не было никаких, хотя прежде Херцог никогда не проявлял интереса к этой технологии и пользоваться ей в дальнейшем тоже не планирует.

"Когда я увидел эти фантасмагорические наросты и драматические изломы скал - а там нет ни метра ровной поверхности, - я сразу понял, что снимать надо в 3D. Это был категорический императив. А главное, для зрителей мой фильм - единственная возможность попасть внутрь пещеры - вряд ли туда когда-нибудь пустят еще какого-нибудь режиссера", - объясняет режиссер.

"Но самое удивительное, что в Америке фильм пользуется невероятным успехом. Причем люди, выходящие из кинотеатров, обсуждают не то, какой фильм они посмотрели, а то, в какую удивительную пещеру они только что попали", - добавляет он.

"Пещера забытых снов", впервые представленная на Берлинале, вышла в США в начале мая, и с тех пор собрала 4,4 миллиона долларов, став самым кассовым из независимых документальных проектов года. Сборы за первый уикенд превысили 25 тысяч долларов на копию, что является для Херцога персональным рекордом.

"То, что мы обнаружили в этой пещере, можно назвать пробуждением современного духа. В те времена еще существовали неандертальцы - это был другой биологический вид, - а по горам Франции бродили мамонты, шерстистые носороги, львы и бизоны. И в то же время эти люди создавали потрясающее искусство, которое вызывает в зрителе сильнейшие чувство, как будто принадлежит одному из нас. Меж тем, между авторами и рисунками и нами лежит бездонная временная пропасть - 32 тысячи лет", - рассказал Херцог.

В "Пещере забытых снов" он пытается, внимательно вглядываясь в рисунки с помощью оператора Питера Цайтлингера и беседуя с геологами, археологами, палеозоологами и даже парфюмером, воссоздать картину мира первобытного человека, для которого не существовало четкой границы между homo sapiens и животным; представить, с какими звуками, запахами, орудиями и опасностями он сталкивался.

Вернер Херцог снял более 40 фильмов, в том числе - "Агирре, гнев Божий", "Каждый за себя, а Бог против всех", "Стеклянное сердце", "Носферату - призрак ночи", "Войцек", "Фицкарральдо", "Плохой лейтенант", "Спасительный рассвет". Он известен экстремальными методами: "Агирре" снимался в джунглях Амазонки, а "Встречи на краю света" - в Антарктиде; в его проектах участвовали сумасшедшие и гипнотизеры.

В документальном конкурсе ММКФ фигурировала картина "Счастливые люди: год в тайге", которую Херцог перемонтировал из материала, снятого российским режиссером Дмитрием Васюковым.

Все материалы о 33-м Московском международном фестивале>>>