22.05.2014 | 14:00

В столице открылась 19-ая международная выставка «АРХ Москва»

В столице открылась 19-ая международная выставка «АРХ Москва». Она проходит параллельно с 4-й Московской биеннале архитектуры. Архитекторы не могут не видеть отчуждённости людей друг от друга в современном обществе. Её симптомы – это уход в Интернет, потеря реальных связей, способности к сочувствию. Уклад жизни современных мегаполисов только усугубляет эту проблему. Участники нынешней «АРХ Москвы» заняты как раз пересмотром концепций городской застройки, хотят вернуть людей друг другу. Рассказывают «Новости культуры». 

Все внимание нынешней биеннале – на конкурсы и квартальную застройку. Не безликие микрорайоны, а уютные кварталы теперь в центре градостроительной политики. На «АРХ Москве» вспоминают: это древнейшая мировая традиция, которая в столице должна получить новую трактовку. «Они иллюстрируют идеологию квартальной застройки, актуальную для нашего времени – времени перехода от социалистических идей к капиталистической форме существования, когда логичным и функциональным и экономически оправданным является принадлежность любого кусочка территории кому-нибудь», - рассказывает директор биеннале Василий Бычков.

Живой город – это гармоничное пространство, где общественные здания рядом с жилыми кварталами, удобно расположены школы и детские сады, много парков и зелени. В такой город можно поиграть – вот интерактивная инсталляция. Город мечты создается тремя командами: чиновниками, горожанами и предпринимателями. «В карточках указаны правила игры. Например, Кирилл сейчас продемонстрирует. Он взял карточку предпринимателя. В ней написаны основные правила именно для предпринимателя. Он отвечает за общественные центры и торговые площади. Вот он прочитал, что в городе должно быть 4 общественных центра», - объясняют архитекторы Илья Шевченко и Кирилл Шепета.

Вместе с российскими коллегами австриец Вернер Нусмюллер пропагандирует дома из дерева – самого экологичного стройматериала. «В Австрии мы строим 25 процентов домов из дерева. И мы такая же лесная страна, как Россия, и мы думаем, что в будущие несколько лет Россия будет делать тоже самое. Мы будем рассказывать о всех достоинствах этого материала на наших форумах», - отмечает архитектор Вернер Нусмюллер.

Можно ничего не строить, а создавать будущее из прошлого. Нужны лишь договоренности между чиновниками – считают участники проекта «Конструктивистский кремль». Рядом с Шуховской башней, что нынче тает на глазах, они насчитали порядка 70 объектов русского конструктивизма 20-30-х годов. Здесь предлагается создать шаболовский культурный кластер.

«Поскольку здесь много памятников конструктивизма, - говорят они, - то мы ее условно назвали «Конструктивистский кремль». То есть у нас есть Кремль Московский и Кремль конструктивистский, который существует вокруг этой башни. Шуховская башня становится Колокольней Ивана Великого, и вокруг нее уже осмысленно преобразуется среда, которая есть. И уже становится полноценным объектом и культурной жизни, и туристической привлекательности».

Дом Мельникова или Всероссийский павильон 1937 года, или даже декорированный торец 70-х годов. «С чем у вас ассоциируется Россия?» Этот вопрос задали порядка сотни архитекторов. Таким образом формируют «Русский характер». Именно так называется конкурс на проект культурного центра в одном из районов столицы.

В Бутове планируют культурный центр. Элементами русской культуры должны быть не только внутри, но и в архитектурном стиле. Около ста работ из 20 стран участвовали в первом туре. 12 – отобраны для второго. Предложения - от стилизации деревни до проигрывания элементов авангарда.

«Члены жюри не будут знать, какая архитектурная студия представляет какой проект. Мы не смотрим на имена, мы не смотрим на страны, мы выберем красивый, яркий, качественный проект для нашего центра», - утверждает сотрудник компании-организатора конкурса «Русский характер» Игорь Ладычук.

Пока профессионалы размышляют, посетители «АРХ Москвы» могут голосовать за понравившиеся проекты, участвовать в дискуссиях и форумах и стараться понять архитектуру в чертежах, а не в бетоне. И, может быть, повлиять на будущее пространство.

Новости культуры