21.05.2014 | 12:35

В театре «Новая опера» - премьера

В столичном театре «Новая опера» - премьера. «Честная опера с мелодиями». Так назвал жанр оперы «Школа жён» её автор – композитор Владимир Мартынов. Отметим, что над постановкой работали Борис Мессерер, Рустам Хамдамов, Дмитрий Юровский. Ещё недавно режиссёром значился в афише Юрий Любимов. Именно он превратил «Школу жён» Мольера, в школу более широкого профиля, в школу жизни можно сказать. Рассказывают «Новости культуры». 

Этой встрече не суждено было случиться. Мольер вместе с актерами его театра ждут появления короля-солнца Франции. Для него они готовят новую пьесу. За приятными мелодиями слышится горечь и разочарование; для Мольера – двойное – и от того, что Людовик не приедет, и потому что везде – маски и игры, в которые играют люди.

Все намеки автора либретто – Юрия Любимова – читаемы. Этот – явно адресован его бывшей актерской труппе. Мэтр Таганки должен был быть режиссером постановки, но по состоянию здоровья, в последний момент отказался. Рекомендовал своего ассистента – Игоря Ушакова, который, и реализовал замысел мастера.

«Как бы не опозорить его надежды, расстроить человека, который собрал нас всех», - говорит режиссер постановки Игорь Ушаков.

Почти биографическую историю основателя Таганки пересказал на свой лад композитор и философ Владимир Мартынов. Тот, кто в своих книгах принял за аксиому факт о конце существования композиторского ремесла. Эта двойственность – и в музыке. От него ждали грандиозную оперу-seria, он же создает легкую комическую. Но пишет ее серьезно, шифруя в музыке совсем другое содержание.

«Самые лучшие театральные из Москвы выгнаны, опера и об этом тоже, но она должна доставлять удовольствие», - считает композитор Владимир Мартынов.

Вопреки названию оперы, текстов из одноименной пьесы Мольера – в ней – меньше всего, есть и фрагменты из Пруткова, Булгакова и даже Томаса Манна. Содержание – определено непростой темой взаимоотношения власти, режиссера и театральной труппы. И все же антураж постановки выдержан во французском стиле. За идеями на родину Мольера отправились Борис Мессерер и Юрии Любимов.

Эта опера – игра иллюзий, скрытых смыслов, за приятными мелодиями слышится горечь утрат, потерь. Сцены, будто фотографии из нашей жизни, прощание здесь воспринимается без сожаления; везде – маски и игры, в которые играют люди.

Ребусы и головоломки оперы оказались читаемы не для всех. Но многие провокации все же оценили.

«Потрясающая работа дирижеров, потрясающая работа актеров. В целом спектакль очень хороший», - убежден Максим Пастер.

«Оперная музыка предполагает либретто в стихах, тексты для арий, дуэтов. Великий режиссер как будто не подумал об этом и поставил композитора в ситуацию, из которой ему пришлось выкручиваться.
Однако это не умаляет того факта, что это современная музыка», - говорит музыкальный критик Петр Поспелов.

Современные оперы-буфф по пальцам пересчитать. В Европе этот жанр практически исчез со сцены. А в России, похоже, возрождается, иносказательная форма - вновь в тренде.

Новости культуры 

 

читайте также:

Несуразная репетиция с попыткой бунта в финале