21.05.2014 | 09:42

Выставка живописи Петра Котова открылась в Третьяковской галерее

В Третьяковской галерее открылась выставка Петра Котова «Реализм как личный выбор». Закончив в 1916 году Петербургскую Академию художеств в числе лучших, простой астраханский юноша получил право на четырёх летнюю заграничную поездку. Но по его собственным словам, он «нашёл невозможным покинуть Родину в период ее величайших событий и решил быть свидетелем этих дней». Описывая мир вокруг себя, он стал известен как автор индустриальных пейзажей, портретист, создатель жанровых сцен. Рассказывают «Новости культуры».

Петру Котову не повезло дважды. Он дважды за свои взгляды на жизнь и искусство оказывался под запретом. Сначала в хрущевские годы, когда картины художника снимали с экспозиций и прятали в запасники. Внучка художника Марина Мозговенко рассказывает, как она, будучи маленькой девочкой, несколько раз приходила в Третьяковку, и каждый раз замечала, что картин деда становится все меньше.

«Было такое впечатление, что было такое указание не пропагандировать его имя после смерти», – говорит Марина Мозговенко.

Второй раз Петр Котов не попал в тренд, когда уже в наше время, в начале 90-х, на картины соцреалистов стало модно смотреть с ухмылкой и иронией, через призму сегодняшнего отношения к недавнему прошлому. Именно этот взгляд на искусство советской поры и решили подвергнуть ревизии в Третьяковской галерее. Здесь считают, что уже настало время по-новому взглянуть на стахоновцев и сталеваров. В залы Третьяковски вернулись ударные стройки и сами ударники. Пока на временную экспозицию.

Куратор выставки считает, что все временное и конъюнктурное, что было в искусстве соцреализма, с этих картин уже осыпалось и теперь можно в ударниках соцсоревнований и счастливых лыжниках, наконец, рассмотреть живых людей с их вполне человеческими заботами и чаяниями. До сих пор такому взгляду мешало устоявшееся представление, что художники в советское время были не свободны и писали по заказу, а не по велению души. Вопрос в том, хватало ли у них при этом таланта преодолеть это противоречие и создать картину, которая переживет хотя бы ближайшую пятилетку.

«Есть работы заказные, после командировок выполненные, которые сделаны настолько легко и непринужденно, что это не выглядит работой на заказ, – отмечает куратор выставки Елена Воронович. – И мы не видим, и это хорошо, что мы не видим, никакого усилия, которое художник делает, чтобы написать».

Сотрудникам Третьяковки приходилось преодолевать, в том числе, и свои собственные недавние заблуждения относительно судьбы картин таких художников, как Петр Котов. Попавшие в коллекцию еще в советские годы, они сегодня снова неожиданно оказались в центре внимания. Правда, пока что приходится прикладывать усилия, чтобы увидеть в этих картинах прошлого нечто большее, чем огни социалистических строек.

Новости культуры