30.06.2011 | 19:45

Жан-Луи Коэн приехал в Москву, чтобы почувствовать пульс города

Один из самых известных специалистов по истории архитектуры ХХ века, знаток русского конструктивизма, профессор Нью-Йоркского и Принстонского университетов француз Жан-Луи Коэн не упускает случая побывать в Москве – городе, который он изучил досконально. На этот раз Коэна пригласили прочитать лекцию о том, какое влияние на мировое зодчество оказали братья Веснины, Моисей Гинзбург, Константин Мельников. Еще один приятный момент этого визита профессора – показать своим американским аспирантам московские красоты, вдохновившие его на исследования советской архитектуры. Рассказывают «Новости культуры».

«История начинается в 1974 году», – говорит Жан-Луи Коэн и показывает фото. Вот он на выставке нонконформистов, вот обложки его первых книг о русских конструктивистах. Мастер предлагает проследить, как идеи Гинзбурга и Леонидова завоевали мир, призвав на помощь своего любимого героя – Ле Корбюзье. Желающие следить за мыслью французского историка русской архитектуры с трудом находят место на полу лекционного зала Центра современной культуры «Гараж». Сам этот Центр – образец реанимации памятника конструктивизма – в обязательном списке аспирантов Принстона, которых Коэн взял с собой в Москву. «Это поздний пример так называемого советского "корбюзьенизма"», – поясняет профессор.

Комбинат газеты «Правда» на улице Правды архитектора Голосова. Ленточные окна, сплошное остекление фасада, геометрия форм – памятник конструктивизма и одна из остановок международного велосеминара. Окрестности Ленинградского проспекта Москвы они изучают вместе – принстонцы и студенты Университета дружбы народов, ученики Жан-Луи Коэна и ученики Сергея Никитина.

Историк Никитин – организатор лекции Коэна в Москве, изобретатель краеведческого проекта «Москультпрог» – ведет экскурсию по маршруту, который откроет мобильным краеведам в начале июля на «Московской велоночи». «У нас всегда есть главная большая тема. Это красивая архитектура, прежде всего, ХХ века», – говорит Никитин.

От здания главной советской газеты – к зданию главного советского стадиона. С улицы Правды – к метро «Динамо». Коэн способен увидеть русскую архитектуру в международном контексте, Никитин ведет вглубь русской истории. «Это удивительное здание соединяет судьбы Наполеона… и даже Юрия Гагарина. Петровский путевой дворец», – рассказывает руководитель «Москультпрога».

Как известно, памятники архитектуры в Москве не хорошеют, да и сама городская среда неуклонно меняется. Многие из принстонских аспирантов Коэна пишут работы о русской архитектуре. Один – о башне Шухова, другая – о городе Магнитогорск. Однако в России они впервые.

«Москва поражает своим эклектизмом. Ни намека на единый стиль: разнообразие возможностей и раздолье для историка», – замечает аспирантка Принстонского университета Лидия Синогала.

Доволен и французский профессор. «Очень хороший метод – чувствовать пульс города и качество жизни людей», – отмечает он.

Кроме занятий со студентами, Жан-Луи Коэн готовит в Москве выставку о Ле Корбюзье, а Сергей Никитин, помимо велоночи в Москве, организует краеведческие хепениннги в Санкт-Петербурге и Нью-Йорке.