12.05.2014 | 16:00

К юбилею Льва Додина

14 мая юбилей отмечает известный режиссер, руководитель Малого драматического театра – Театра Европы Лев Додин. К этой дате на телеканале «Россия К» – премьера авторской программы Анатолия Смелянского «Автор театра» (12 - 15 мая, 23:00).

В основе премьерной авторской программы Анатолия Смелянского «Автор театра» (12 - 15 мая, 23:00) беседа известного историка театра со знаменитым режиссером Львом Додиным. Они знакомы с юности, поэтому беседа носит характер свободной импровизации, не скованной никакими заранее оговоренными темами или рамками. В результате возникает портрет режиссера Льва Додина на фоне созданного им «авторского театра». Принимают участие: педагог Валерий Галендеев, актеры Ксения Раппопорт, Данила Козловский, Елизавета Боярская, Петр Семак, Игорь Иванов, Ирина Тычинина, Сергей Курышев, художник Эдуард Кочергин.

Лев Додин – один из лидеров российского театрального искусства, чьи спектакли не только покорили весь мир, но и задают высочайшую планку в сегодняшней культурной реальности.

Окончив в 1966 году Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, Додин дебютировал как режиссер телеспектакля «Первая любовь». Работал в Ленинградском ТЮЗе, Театре драмы и комедии на Литейном. Имя режиссера Додина громко зазвучало в начале 1980-х годов. Театралы до сих пор вспоминают его «Господ Головлевых» во МХАТе с Иннокентием Смоктуновским и «Кроткую» в БДТ с Олегом Борисовым. А потом были «Братья и сестры» по трилогии Федора Абрамова – не просто спектакль, фрагмент жизни и Льва Додина, и его вчерашних студентов, и зрителей, изумленно приобщавшихся к совершенно новому театральному языку, к неожиданной театральной реальности. Спектакль, шедший на протяжении двух вечеров, заставлял переосмыслить историю страны и народа. Именно с «Братьев и сестер» началась блистательная история Малого драматического театра – Театра Европы и триумфальное восхождение на театральный Олимп «автора театра», сочинительство которого стало делом жизни Льва Додина.

«Бесы» Достоевского, «Gaudeamus» Каледина, «Клаустрофобия» по русской прозе рубежа 1990-х годов, «Чайка» и «Дядя Ваня» Чехова, «Чевенгур» Платонова, «Король Лир» Шекспира, «Жизнь и судьба» Гроссмана. Постановки Додина удостоены многих наград на российских и международных театральных фестивалях, среди которых «Золотая маска», «Триумф», БИТЕФ, премия Лоуренса Оливье, итальянская театральная премия UBU. Лев Додин – единственный российский режиссер, которому присуждена высшая европейская театральная премия «Европа – Театру».

Вечер первый. «Братья и сестры» (12 мая, 23:35). Это попытка восстановить идеальные посылки, которые лежат в основе того театрального дела, которым занят режиссер. Начиная обдумывать постановку «Братьев и сестер», Додин поехал со своими студентами в Верколу, на родину Федора Абрамова. Спектакль стал своего рода манифестом нового театра. Речь также пойдет о судьбе «Современника», об Олеге Ефремове, с которым Лев Додин был тесно связан в начале 1980-х годов. Додин говорит о природе художественного театра, способного прогнозировать, угадывать и «сеять тревогу». О практике душевных компромиссов, о том, какую цену платили его предшественники за право говорить «от первого лица». Помимо «Братьев и сестер» Лев Додин касается истоков и смысла таких его спектаклей, как «Клаустрофобия» и «Жизнь и судьба».

Вечер второй. «Сверхвозможности» (13 мая, 23:35). Платоновский «Чевенгур» – один из важных спектаклей Додина, но это еще и метафора театрального дела, которое ведет режиссер. Речь пойдет о том, как рождается идея нового театра, как она становится ежедневной практикой, каких усилий стоит сохранять и развивать идеальные посылки. В разговор вплетаются самые разные проблемы театральной жизни, прошлой и настоящей. Актеры Додина привносят свое понимание того, что же было главным в минувшие десятилетия. «Бесы», « Gaudeamus», «Пьеса без названия», «Дядя Ваня» – органично входят в круг размышлений. Режиссер говорит об узости привычных определений – «психологическая школа», «психологический театр». Он проповедует театр «сверхвозможностей», театр, проникающий в «закрытые зоны». Среди героев этого вечера – два великих актера Иннокентий Смоктуновский и Олег Борисов, с искусством которых связаны высшие достижения режиссуры Льва Додина.

Вечер третий. «Кантилена» (14 мая, 23:35). Рассказ о школе Додина, о секретах его режиссуры, о «выращивании» актеров определенного направления. Об этой кантилене, поэтике додинской режиссуры, о его желании в раздробленном и разрушенном мире все связать и соединить поведает Валерий Галендеев, выдающийся педагог и его соратник Додина. Речь пойдет о первоначальном чувстве театра, «где не только играть интересно, но жить интересно». Додин вспоминает Матвея Дубровина и Бориса Зона, своих учителей, которые определили во многом его судьбу. Особое место уделено нравственным основаниям театрального дела и парадоксальной способности актеров додинского театра играть свои роли в течение многих лет и даже десятилетий.

Вечер четвертый. «Последний из могикан» (15 мая, 23:35). Лев Додин говорит о тех, кто повлиял и сформировал его не только как деятеля театра, но как человека – о Федоре Абрамове, Андрее Сахарове, Давиде Боровском. В разговор вплетается тема спектакля «Враг народа» и заключительный монолог доктора Штокмана – актера Сергея Курышева. Додин вспоминает годы своего ученичества в Ленинградском ТЮЗе времен Зиновия Корогодского, свой важнейший спектакль той поры – «Свои люди сочтемся». В финале представлена последняя премьера Додина «Вишневый сад».