16.05.2014 | 11:03

Выставка "От Ренессанса – до концептуализма и далее" представлена в Третьяковской галерее

Третьяковская галерея представляет масштабную ретроспективу мастера перформанса Дмитрия Пригова. Художник в самом широком смысле слова, Пригов сознательно нарушал табу в искусстве, создавая провокационные произведения. Экспозиция – это разветвленный путь, в котором необходимо прорываться сквозь тексты и образы. Рассказывают «Новости культуры».

«Леонардо да Винчи московского концептуализма» – так называют Дмитрия Пригова его почитатели. Иронично и вместе с тем глубоко – таким был и сам Пригов. Художник и философ, он апеллировал к возвышенным идеалам и их же мог свести на «нет» одним только ироничным словом, деталью – если дело касалось изобразительного искусства.

«Он человек универсальный, – считает директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева. – И в каждом поколении очень мало людей универсального характера, это во всех сферах жизни, он и для литературы и для концептуального искусства, и это уже история сегодня».

Известно, что Пригов мечтал написать 36 000 стихотворений, почти достиг цели – им создано 34 000. На сегодняшний день собрано две трети, остальные стоит искать за рубежом – их вывозили из страны диссиденты. Сам Пригов о том, чтобы покинуть родину не думал.

«Он оставался с народом, который очень хотел освободить от идеологической паутины и не своих идей, – рассказывает вдова Д.Пригова Надежда Бурова. – Он хотел побудить людей думать самостоятельно, он сам только думал самостоятельно, но на основе знаний».

Акцент на изображении, текстов Пригова – на выставке немного. И в большинстве своем – те, что подкреплены визуально».

«Мой динозавр самых честных правил…». «Дядя» из этой строки исчез благодаря внуку Пригова – он очень любил динозавров и не воспринимал никаких стихов, если там не было этого слова. Так появилась серия текстов «Стихи для Джоржика», основанных на классической поэзии.

Динозаврами Пригов позже и сам проникся – для него это существа вне культурного контекста, а значит, согласно его философии, они – абсолютны. Исходная точка в работах Пригова – это «ничто». Своеобразным вакуумом, в котором разворачивался приговский космос, могли стать бокал, скорлупа или обычная консервная банка.

«Это был бытовой предмет, и вдруг он становится магическим, – говорит куратор выставки Кирилл Светляков. – Он ауротизируется, он становится неким фетишем или универсальной формой. Пригов – скульптор, и он имел образование, он о простой банке говорил: “это эталон формы, и я выбираю эту форму, и я ее нагружаю смыслами, и вдруг эта форма становится фактом искусства, магическим объектом”».

Еще один постоянный мотив, своеобразная сигнатура в работах Пригова – это глаз. С его помощью он делает авторским любое изображение. Пригов часто обращался к иллюстрациям из печатных изданий, хотел доказать, что любая журнальная репродукция может стать если не самостоятельным произведением искусства, то хотя бы оригиналом.

«Это еще и игра с восприятием: ты смотришь на картинку, картинка смотрит на тебя, и кто ты относительно этого – ты объект наблюдения или картинка зрителем является, и вот с этого момента начинается смена ролей: зритель-художник-произведение, – говорит Кирилл Светляков. – Зритель подойдет и спросит, что это означает, а картинка спросит, а что ты означаешь?»

То, как устроена ретроспективная выставка Дмитрия Пригова точно отражает ее название – «от Ренессанса до концептуализма и далее». Выстроенные специально для экспозиции ренессансные аркады открывают вход в концептуальный приговский лабиринт. Посетители сами выбирают маршрут движения – и это абсолютное попадание в философию Пригова. На выставке – как и в его творчестве – много самых разных ходов.

Новости культуры