16.05.2014 | 09:57

Работы Анатолия Каплана переданы в дар Еврейскому музею и центру толерантности

В Еврейском музее в Москве – новое поступление. В дар переданы шесть работ Анатолия Каплана. Художник родился в начале ХХ века в маленьком белорусском городке – в черте оседлости. Жизнь этого местечка и люди, его населявшие, стали для Каплана источником вдохновения. Впрочем, как и еврейский фольклор и еврейская литература. Марк Шагал в ответ на вопрос о Каплане, поднял большой палец вверх и с восхищением отозвался о его работах. Рассказывают «Новости культуры».

Имя художника Анатолия Каплана ставят в один ряд с Марком Шагалом, Хаимом Сутиным – по значимости, но не по стилю. Его работы – спокойный свет, «тихий экспрессионизм». Вечные темы – семья, преемственность, радость простого труда, предстают в его работах через призму древней еврейской культуры.

«Каплан видя красоту текста как такового, шрифтового решения как такового, использовал еврейские буквы как часть своего орнамента, – рассказывает председатель правления Еврейского музея Борух Горин. – Этот ход в дальнейшем был повторен очень многими, но является фамильным знаком мастера Каплана».

Анатолий Каплан родился и вырос в еврейском местечке под Гомелем. Воспоминания о той культуре, которая на его глазах превратилась в миф – стали для художника неисчерпаемым источником вдохновения. Для дарителя картин, коллекционера Исаака Кушнира, творчество художника – практически личная история.

«Я родился в молдавском местечке, прожил там 18 лет, – говорит Исаак Кушнир. – Это все обо мне, это все о моем местечке, моих родственниках, моих односельчанах».

В послевоенные годы, на волне государственного антисемитизма Анатолию Каплану удалось избежать репрессий. Не выпуская художника за границу, даже на выставки, власть между тем отвела ему роль символа лояльности к еврейству в СССР. Для того, чтобы иметь возможность работать, Каплану порой приходилось идти на компромиссы.

«Огромное керамическое блюдо, на котором было изображено примерно такое же застолье, и над всем этим застольем висела лампадка, – показывает коллекционер Людмила Кушнир. – Для того чтобы подать такое блюдо на конкурс Анатолий Алексеич замазал лампадку, и вместо лампадки там появился профиль Владимира Ильича Ленина».

Серия «еврейские песни» выставлялась в Нью-йоркском музее современного искусства, в музее Виктории и Альберта. В Москву эти шесть работ Анатолия Каплана приехали не на время – они станут частью постоянной экспозиции еврейского Музея.

Новости культуры