16.05.2014 | 09:45

Спасенные шедевры отечественной и западноевропейской живописи

Выставка, которая открылась накануне в НИИ реставрации, посвящена памяти выдающегося российского художника-реставратора Сергея Голушкина. Коллеги говорят, что он был Мастером в истинном значении этого слова. Его уход – Сергея Голушкина не стало ровно год назад – приближает конец эпохи блестящих реставраторов советской школы. Рассказывают «Новости культуры».

Полотну голландского живописца Давида Тенирса-младшего больше трехсот лет. Но кажется, оно будто только что из-под кисти художника. Для реставратора Сергея Голушкина это всегда было лучшей похвалой. Рассказывает его друг, коллекционер Валерий Набоков-Алексеев.

«Эта картина была в семье маршала Конева, – говорит Валерий Набоков-Алексеев. – После его смерти, она перешла ко мне. Причем эта картина была в очень плохом состоянии. Вот низ этой картины был утрачен».

Эта картина из личного кабинета Гитлера была вывезена из Германии маршалом Иваном Коневым как военный трофей и долгие годы хранилась в семье советского полководца. Вторую жизнь полотну голландского художника дал реставратор Сергей Голушкин. Он был ближайшим сподвижником Саввы Ямщикова. Именно Голушкин отреставрировал все картины из коллекции Валерия Набокова-Алексеева. В том числе, и несколько работ ученика Ильи Репина – художника Ефима Честнякова. Именно Сергей Голушкин при участии Ямщикова не только отреставрировал картины, но фактически вернул имя малоизвестному, но талантливому ученику великого русского живописца.

«Они реставрировали, устраивали выставки, в частности, была выставка по Европе, – рассказывает коллекционер. – И там картины Честнякова пользовались большим успехом».

Одним из самых ярких эпизодов профессиональной жизни Сергея Голушкина стала реставрация монументального полотна «Тайная вечеря» из иконостаса католического костела Тела Господня в одном из белорусских городков. В 80-м году по приглашению настоятеля костела группа под руководством Ямщикова, куда входил и Сергей Голушкин, приступила к сложнейшей работе по реставрации холста. И сразу же столкнулась с большими сложностями.

За эту работу Сергей Голушкин вместе со всем коллективом реставраторов заслужил благодарность самого Ватикана. Ему, как и его коллегам – была свойственна профессиональная ревность. Многие реставраторы просят называть себя художниками-реставраторами. Это верно с точки зрения профессии, но мало кто из реставраторов соответствует этому буквально. Сергей Голушкин был и художником тоже. На этой выставке рядом со спасенными им работами великих живописцев – и его собственные картины.

Новости культуры