15.05.2014 | 10:48

Российскому кинооператору Илье Миньковецкому исполняется 90 лет

Сегодня 90 лет исполняется российскому кинооператору Илье Миньковецкому. Более полувека мастер посвятил кино. Сегодня об этом важнейшем из искусств нередко говорят с акцентом на техническую составляющую, оценивая фильмы по количеству спецэффектов, а не по авторскому почерку. «31 июня», «Фокусник», «Семь криков в океане» - в этих картинах, снятых Миньковецким, место эффектам тоже есть. Только созданы они не с помощью компьютерных технологий, а благодаря искусству оператора. Практической киномагией Илья Миньковецкий владеет в совершенстве. Рассказывают «Новости культуры».

Это сейчас в кино музыкальной пластинкой, повисшей в воздухе – никого не удивишь. Цифровые технологии воплощают самые смелые идеи режиссеров. Эти кадры – 1967 года, тогда, мягко говоря, удивили всех. Фильм «Фокусник» Петра Тодоровского, который кинокритики считают началом авторского кино в Советском Союзе, посмотрело 250 миллионов человек. Чтобы Зиновий Гердт творил чудеса в кадре, за ним – пришлось колдовать оператору – Илье Миньковецкому.

«Мне нужно было найти палку, – рассказывает Илья Миньковецкий. – Надо было, чтобы этой палочке не видно было в кадре. Она была в воздухе!»

Нарушил законы физики, подобрал ракурс так, что палка превратилась в точку – и фокус удался! Он еще не раз будет придумывать операторские трюки – снимать с плеча, затаившись в коробке, посреди многолюдного Арбата, передавать движение с помощью не длинной, а очень длинной панорамы. Чтобы каждый, уже с первого кадра, смог воскликнуть: «Да это же снял Миньковецкий!». Влюбленный в кино, он мечтал стать режиссером. Но говорит, знаний не хватило. Учиться было некогда. Сразу после школы ушел на фронт – командиром артиллерийского расчета. Правда, во ВГИК, сразу после Победы, он все-таки попал.

«Когда услышал, какие вопросы задают на режиссерском факультете и как отвечают ребята, я понял, что надо сбежать, – вспоминает Илья Миньковецкий. – И во время первого перерыва я сбежал и ходил такой взволнованный и думал, нет, соваться туда нельзя. В зале увидел выставку фоторабот операторского факультета, там было представлено много великолепных фотографий природы, люди интересно были сняты».

Тогда Миньковецкий решил, что его призвание – воплощать идеи режиссеров. Но далеко не все. Оператор принимался за работу, лишь досконально изучив сценарий будущей киноленты. Если пробегут мурашки – значит, можно снимать!

«Нравятся умные герои, хорошая драматургия, которая интересно смотрится, которая притягивает внимание зрителей к себе, – отмечает Илья Миньковецкий. – Чтобы было интересно смотреть работу, которую ты снимаешь – очень простая формула».

«Я не снимаю, а пишу драматургию светом», – говорит Миньковецкий. Одна из любимых его работ – «Нечаянные радости». Черно-белая лента о кинодиве немого кино Вере Холодной отнюдь не скупа на цвета, наоборот, полна колористики. Эту работу режиссера Рустама Хамдамова чиновники от кино приказали уничтожить. Илья Миньковецкий бросился в цех, где проходила партийная казнь ленты, подобрал куски рабочего материала и тайно хранил почти 20 лет.

«Опасный поворот», «31 июня», «Дни Турбинных», «Цена», «Тревожная молодость» – в его фильмографии – десятки лучших работ в истории отечественного кинематографа – от мюзиклов до кукольных мультфильмов. Самокритичный до предела, оператор, о личном творчестве говорить не любит. Илья Миньковецкий всегда мечтал лишь об одном – не оставаться в тени, а быть достойным партнером режиссера.

К юбилею Ильи Миньковецкого смотрите завтра, 16 мая, в 15.10 художественный фильм «Цена», снятый мастером.

Новости культуры