14.05.2014 | 19:27

Мир за год и Крым за век

В столичном центре Artplay открылась выставка победителей World Press Photo. Финалисты самого престижного конкурса фотожурналистики были выбраны три месяца назад в Амстердаме. Передвижная экспозиция, собравшая работы более полусотни авторов из 25 стран, отражает дух и тенденции современного фоторепортажа. Но в этом году её дополнили историческими снимками. Рассказывают «Новости культуры».

Снимок, который жюри World Press Photo признало лучшим в этом году, совсем не похож на те, что получали гран-при в прошлом. Он не шокирует содержанием, не поражает техникой съемки. Американский фотограф Джон Сенмайер запечатлел обыденную сцену из жизни африканских мигрантов. Они вышли на берег моря, чтобы поймать мобильную сеть из Сомали – единственную возможную связь с родиной. Именно эта фотография показалась жюри самой актуальной.

«Эту фотографию, может быть, не так и сложно сделать, но здесь важна идея, – говорит координатор выставки Лоуренс Кортевег. – В ней – главные проблемы современности: технологии как неотъемлемая часть повседневной жизни и множество людей в поисках лучшего будущего».

Для российских фотографов этот год оказался урожайным. Бронзу в разных категориях получили фотограф Никита Жохов за снимки колонии счастливых нудистов с полуострова Утриш и Елена Чернышева, запечатлевшая суровые будни Норильска . Есть и первое место – его получил фотограф Данила Ткаченко за лучший постановочный портрет. Его герои – отшельники, по разным причинам добровольно ушедших жить в лес. На поиски беженцев от цивилизации у него ушло целых два года.

«Это не религиозные люди, не монахи, – поясняет Лоуренс Кортевег. – Это люди, которые добровольно выбрали такой стиль жизни: в единении с природой и в полном одиночестве».

В современном мире, где фотограф – практически каждый, а в прессе постановочным кадрам все чаще предпочитают снятый на мобильный телефон эксклюзив, провести грань между профи-фотографом и любителем непросто. Но жюри конкурса, все же, выделяет любительскую фотографию в отдельную категорию. И здесь главный критерий – вовлеченность автора в событие.

Приз за лучшие непрофессиональные снимки получила серия фотографий пожар вид изнутри. Их автор – он же герой, отец обычного австралийского семейства. Их дом сгорел в лесном пожаре, и родителям с детьми несколько часов пришлось прятаться от пламени в реке.

World Press Photo – это всегда отражение новостного контента. Горячие точки, катастрофы – в общем, то, что весь год было на первых полосах. Организаторы выставки новостное агентство ИТАР-ТАСС, решили от себя дополнить экспозицию архивными фотографиями не сходящего с уст журналистов всего мира полуострова Крым..

«Они про то, что Крым есть Крым, как он выглядел, с кем он был связан, – говорит генеральный директор ИТАР-ТАСС Сергей Михайлов. – Это просто подчеркивает, что каждый день жизни Крыма и каждый день жизни России мы были совсем рядом».

В нескольких десятках фотографий – жизнь Крыма за сто лет: правление Николая Второго, героические страницы войны – оборона Севастополя, радостные пионеры в «Артеке». Среди снимков, облетевших первые полосы всех советских газет, есть и те, что показывают впервые. Например, неофициальная часть визита Гагарина в Крым и фотографии со съёмок культовой комедии «Бриллиантовая рука».

Новости культуры