08.05.2014 | 10:41

"Застывший смех" на сцене Центра имени Мейерхольда

Феномен человеческих эмоций – под скальпелем импровизации. Труппа театра «Балет Москва» представила на сцене Центра имени Мейерхольда постановку «Застывший смех». Как его охарактеризовали создатели – хореограф Крис Херинг и композитор Андреас Бергер – это междисциплинарный спектакль, в котором зрителю отводится роль не просто наблюдателя, а проводника энергии, заложенной и в артистах, и в самом сценическом пространстве. Рассказывают «Новости культуры».

Крис Херинг не пропускает ни одну гримерку: для артистов у него не только слова.
Никогда еще труппа не смеялась так много. После этого проекта танцовщики достают смех из себя так же легко, как фокусник кролика из шляпы.

Крис Херинг не навязывал труппе концепты. Он за свободу импровизации – больше направлял, чем диктовал. В работу шли впечатления, наблюдения, ощущения, завязанные на смехе. Неудобные, раскачивающиеся движения трудно назвать танцем, это ожившие картины в которых больше сюра, чем реальности.

«Когда смеется человек, около ста мышц задействованы, – говорит Крис Херинг. – Вместе со смехом получается новое движение, возникает динамика танца. Смех легко трансформировать в плач. У него много масок – вытащить их из танцовщиков была моя задача».

Музыку тоже традиционной не назовешь. Композитор и музыкант Андреас Бергер записал голоса, разговоры, смех танцоров, растянул – получил какофонию звуков, сложившихся после монтажа в мелодию, для уха непривычную.

Андреас известный охотник: в его архиве тысячи записей шорохов, звуков, голосов. Испанский смех, греческий плач, дыхания, рыдания попались в его ловушки.

«Я работал около десяти лет со звуками, – рассказывает композитор. – Со смехом работать сложнее технически – звук более интенсивный, но мы справились. Танцовщики отлично сыграли, все шло изнутри».

Час интенсивного смеха… Уже не смешно – грустно, уже не лицо – оскал. Крис словно вывернул эмоцию наизнанку, пригвоздил, распял, сорвал маску, бросил в глубину веков.

«Говорил о барокко. О картинах, эмоциях, строил барочные костюмы, с переходами, смехом, плачем, оскалом», – говорит артист балета современной труппы театра «Балет Москва» Александр Шуйский.

Крис, с ямочками на щеках, смеющимися глазами, как хирург безжалостно вскрыл, казалось бы, самую легкую и понятную человеческую эмоцию – смех. Оказалось ничего не понятно, что это – манипуляция, защита, провокация…или просто радость.

Новости культуры