07.05.2014 | 10:12

Путешествие из Лихтенштейна в Москву

В июне в Москве любителей европейской живописи ждет приятный сюрприз. В Пушкинском музее откроется выставка картин выдающихся фламандских живописцев из легендарной художественной коллекции князя Лихтенштейнского. Большая часть знаменитого собрания хранится в венских резиденциях, принадлежащих княжеской семье. Накануне выставки и государственного визита князя и наследного принца Лихтенштейнского в Москву корреспонденты «Новостей культьуры» познакомилась с коллекцией в ее «домашних» условиях.

Князь Филипп Лихтенштейнский – дядя правящего князя Алоиза, с детства удовольствием рисовал, но делом жизни стали финансы. Однако как всякий представитель большой семьи Лихтенштейнов он знаком с коллекцией и принимает посильное участие в ее судьбе. Сейчас князь Филипп, например, проводит небольшую экскурсию для съемочной группы «Новостей культуры» по той части собрания, которая размещена в городском дворце Лихтенштейнов в Вене. Здесь – лучшие образцы стиля бидермаейер, редкие примеры натюрмортов на фарфоре, удивительная серия детских портретов, и конечно, сами представители княжеской семьи. Вот этот романтичный портрет принцессы Лихтенштейнской Каролины в обличье Ириды – кисти французской художницы Мари Виже-Лебрён – в конце XVIII века стал причиной скандала: босоногая княгиня – это же невозможно! Говорят, разгневанная художница позже «обула» свою модель, но по-своему: поставила пару туфель на край камина под портретом. В архивах и памяти княжеской семьи – много историй.

«Один из самых важных моментов в истории коллекции случился в 1938 году, когда Австрия вошла в состав Третьего Рейха, мой отец закрыл музей в Вене, – рассказывает князь Филипп Лихтенштейнский. – Однако перевести коллекцию в Лихтенштейн не удалось. За несколько месяцев до конца войны он, наконец, смог переправить ее в Лихтенштейн – неофициально. Коллекция уцелела. Чего нельзя сказать о дворце – в самом конце войны в парадную лестницу рухнул самолет. Здание серьезно пострадало – вы видели это на фотографиях».

Первым собирателем искусства в семье стал Карл Первый Лихтенштейн в начале XVII века. С тех пор коллекция постоянно пополнялась и сегодня насчитывает около 2000 предметов.

Площадь Лихтенштейна – 160 квадратных километров, обладателей лихтенштейнского паспорта – не более 40 тысяч человек. Одно из самых маленьких западноевропейских государств, зажатое между Австрией и Швейцарией, исторически всегда было связано со своими более крупными соседями. А потому не удивительно, что большую часть времени княжеская коллекция размещается в Вене – в двух принадлежащих Лихтенштейнам роскошных барочных резиденциях. Городской дворец на Банкгассе изначально строился с целью достойно демонстрировать княжескую коллекцию искусства. Совсем недавно в подвалах было оборудовано еще и современное хранилище.

Проход через многоступенчатые лифты рассчитан по секундам. В этих запасниках хранится более половины коллекции Лихтенштейнов. Секрет идеальной сохранности – температура 20-23 градуса и 50-процентная влажность. И конечно – многовековая принадлежность одному хозяину. За состояние коллекции отвечают 6 реставраторов. Картины, которые отправятся в Москву прямиком из запасников – в отличном состоянии.

«Например, Адриан ван Сталбемт, или вот эти две картины кисти Яна Фейта, который писал животных на фоне дикой природы, – поясняет исполнительный директор, куратор коллекции Александра Ханцель. – Мы лично будем сопровождать их на выставку, развешивать, а после выставки собирать в обратный путь. Таков порядок».

Примерно в 10 минутах езды от центра Вены на Фюрстенгассе расположен Загородный дворец Лихтенштейнов. Он – второй дом художественной коллекции. Построенный в 1700 году, дворец – идеальная экспозиционная площадка. Какое-то время он работал в режиме обычного музея, однако сегодня попасть сюда – истинная удача.

Увидеть одну из самых больших и значительных частных художественных коллекций в мире простому человеку можно, но сделать это не просто. Нужно заранее записаться на экскурсию на специальном сайте, а потом ждать – последнюю пятницу месяца. Это единственный день, когда загородный дворец Лихтенштейнов открыт для публики.

Здесь, например, можно увидеть, как выглядели лихтенштейнские лошади-тяжеловесы, уникальная специально выведенная порода, которая позже сошла на нет. В этих залах – шедевры фламандской живописи – Рубенс, Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс. Работа последнего – «Мелеагр и Аталанта» – отправится в июне в Москву.

«Это очень интересная картина, – отмечает директор коллекции доктор Йоханнес Крефтнер. – Ее изначальный формат был примерно такой – видите, следы соединения – по цвету очень заметно отличие, это одна из ранних работ Йорданса. Он хранил многие из них, может, не мог продать. А спустя 30 лет решил: вдруг, если сделать картину больше, она лучше будет продаваться? И добавил вокруг центральной части – дополнительных персонажей. По тому, как нарисованы лица, по краскам можно проследить эволюцию творчества – на примере одной картины».

Но есть в коллекции Лихтенштейнов полотна, которые никогда не будут путешествовать. «Венера перед зеркалом» кисти Рубенса. Невооруженным глазом видно, что картина написана на двух соединенных вместе досках. Любая транспортировка может обернуться для Венеры драмой. И тогда ее модные сережки – из белого и черного жемчуга, две черные были слишком дороги, – могут оказаться на двух разных половинах. И потому в Москву отправятся не только самые знаменитые фламандцы, но и те, кто может позволить себе такое путешествие.

Новости культуры