12.05.2014 | 15:32

Календарь. 12 мая 2014 года

В этот день, 12 мая 1915 года, Антон Деникин записал в своем дневнике: «Одиннадцать дней страшного гула немецкой тяжелой артиллерии. Мы почти не отвечали - нечем. Полки, истощенные до последней степени, отбивали одну атаку за другой - штыками или стрельбой в упор, лилась кровь, ряды редели, росли могильные холмы...».
В эти майские дни в ходе операции, впоследствии получившей название Горлицкая катастрофа, русские войска потерпели сокрушительное поражение. Фронт был прорван. В июне Ставка приняла решение о стратегическом отступлении русских армий из Польши.
Россия 1915. Первая мировая война

Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от вымысла, послужила зима 1943-го, когда его самолет был сбит над Крымом. Морозная «татарская степь», а также топленый жир и войлок, с помощью которых местные жители спасли его, предопределили образный строй его будущих произведений.
Он был убежден, что старая концепция искусства, включавшая в себя только живопись, графику и скульптуру, изжила себя. Он говорил: «Для меня произведение искусства стало загадкой, естественной разгадкой которой является сам человек».
Его концепция социальной скульптуры ставила своей главной целью преобразование общества в целом. Он выступал в защиту природы и отстаивал права женщин. Он считал, что в каждом заложено творческое начало. Каждый человек – потенциальный художник.
За свою жизнь он осуществил 70 акций, организовал 130 своих персональных выставок, создал более 10 000 рисунков, большое количество инсталляций, графических серий, не говоря уже о бесчисленных дискуссиях, и лекциях, которые тоже принимали характер перформансов или акций.
Он направил европейское искусство в совершенно новое русло, сумев раздвинуть границы художественного творчества до бесконечности.
12 мая 1921 года родился Йозеф Бойс.
Йозеф Бойс 1921 – 1986

Выходец из еврейской семьи, польский эмигрант, пианист-виртуоз, он круто изменил свою жизнь, решив стать архитектором.
Долгое время он относился к числу «бумажных» концептуалистов, не строящих, но производящих манифесты и выставки. Первым возведенным им объектом стало грандиозное здание Еврейского музея в Берлине.
Музей-памятник, посвященный жертвам холокоста, где нет экспонатов, а есть сужающиеся коридоры, темная камера-башня и прочие абстрактные элементы, которые производят не меньшее впечатление, чем кадры кинохроники, принес ему мировую славу. Это агрессивная архитектура, для которой главное - не продемонстрировать предмет или исторический документ, а заставить посетителя чувствовать.
Все его последующие проекты несут в себе ту же острую эмоциональность. Строения кристаллической формы, напоминающие своими изломанными формами полную экспрессии абстрактную скульптуру, словно вспарывают пространство и соединяют в себе трагедию и гармонию.
Он говорит: «В моем понимании архитектура – не только совокупность форм и технологий. В ней заключена история. Каждое здание – красивое или безобразное, обладает ею. Архитектура должна стать средством коммуникации, она своего рода послание будущему, рассказ, об уникальности своего времени и места».
Отмечает свой день рождения один из крупнейших архитекторов современности Даниэль Либескинд.
Даниэль Либескинд