04.07.2011 | 10:00

Абитуриенты театральных вузов – в ожидании шанса

Вступительные экзамены в столичных театральных вузах близятся к завершению. Отбор, как всегда в творческих институтах, очень жесткий. И конкурс соответствующий: в РАТИ на актерское отделение - больше ста человек на место. Оправдывают ли нынешние абитуриенты ожидания членов приемных комиссий - выясняли «Новости культуры».  

Толпа людей: кто-то разговаривает сам с собой, кто-то уткнулся в книгу, кто-то вдруг начинает петь или танцевать - значит, где-то рядом театральный вуз.

«Пришел, увидел, отчитал от души. И все - ты лидер», - говорит абитуриент Юрий Кулий (Волгоград). Секреты успеха от абитуриентов со стажем. Для многих – уже традиция – проводить лето у дверей театральных вузов. Найти ключ от них многим из года в год не удается. Но зазорным это здесь не считается. «Пятый раз. Евстигнеев семь лет поступал, Панин – четыре года поступал именно в ГИТИС, так что – нормуль – прорвемся», - уверен Юрий Кулий.

По легендарному дворику ГИТИСа прогуливается Борис Морозов. В этом году набирает пятый свой курс. И опять вспоминает, как сам когда-то штурмовал эти, кажется, неприступные стены.

«Это был 68 год, но я поступал на режиссерский факультет, не на актерский. Тоже это было в нашем палисаднике, принимала нас Марья Иосифовна Кнебель», - вспоминает профессор РАТИ, художественный руководитель мастерской Борис Морозов.

На финишную прямую вышли и в Школе-студии МХАТ. Уже на сцене абитуриенты читают – басню, стихи и прозу. В зале на сей раз – целая мхатовская сборная. Такая, что при одном перечислении фамилий коленки дрожать начинают: Смелянский, Сигалова, Золотовицкий, конечно, Табаков. Худрук МХТ сразу говорит, что нужно иметь при себе будущему ученику студии: «Надо иметь талант, как у меня».

Испытание для будущих актеров, признаются, самое сложное - сценическое движение. Покоряют пока не пластикой – больше эмоциями.

А в коридоре – уже обсуждения. Гадание, как на кофейной гуще, пройдешь или нет, понравился или «приходите завтра».

«Я не очень похож по типажу на героя. Видимо, я им не понравился – такой вот стремноватый мальчуган», - считает абитуриент Василий Михайлов (Санкт-Петербург).

Кого готовить будут по рецептам Станиславского и Немировича-Данченко в этом году, преподаватели признаются, и сами до сих пор не знают.

«Набирая, мы, прежде всего, должны думать, а кто потом купит, каков товар будет на выходе. Потому что самое главное, чтобы был товар, который купят купцы из других театров», - отмечает профессор, заведующая кафедры «Пластическое воспитание актера» Школы-студии МХАТ Алла Сигалова.

«Любой набор – это эксперимент. Любой набор – это неизведанное, это неизвестное», - считает профессор кафедры «Актерское мастерство» Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин.

Открывать неизвестное каждый раз в этой мастерской под двойным руководством уже привыкли.

Главные экспериментаторы этого года – Евгений Каменькович и Дмитрий Крымов. Вместе они набирают не курс – настоящий оркестр. Одновременно в этой группе будут готовить актеров, режиссеров и сценографов. Правда, экзамены все сдают по отдельности.

Настоящая творческая мастерская - будущие оформители сценических пространств сдают «композицию». Дмитрий Крымов не мешает. В зал заходит только после экзамена, подолгу – словно медитируя – разглядывает работы. Потом признается: его ожидания оправдать практически невозможно.

«Пишут все плохо, рисуют все плохо, подготовка у всех ужасная. Смотришь на человека и думаешь, можешь ты с ним разговаривать в ближайшие пять лет или нет, и хочешь ли ты. Какая-то надежда есть, что в нем есть какой-то азарт», - отмечает профессор кафедры «Режиссура драмы» РАТИ Дмитрий Крымов.

Евгению Каменьковичу с актерами и режиссерами повезло в этом году больше. Он на экзаменах вовсе не деспот, скорее – отец родной для всех поступающих.

«Самая страшная задача не у ребят, а у педагогов, потому что я бы зачислил всех. Почему-то огромное количество людей с Дальнего Востока. При одной мысли, сколько стоит билет, меня просто приводит в судорогу все это», - признается профессор кафедры «Режиссура драмы» РАТИ Евгений Каменькович.

Первые страницы своей театральной биографии они уже написали. Правда, кто-то скоро будет готовиться к первому семестру, а кто-то - ждать следующего лета и следующего шанса.