30.04.2014 | 18:01

Премьера. Звезды русского авангарда

C 5 по 8 мая в вечернем эфире телеканала «Россия К» – премьерные выпуски цикла «Звезды русского авангарда».

«Человек смотрит в телескоп на звезды и забывает, что он сам – звезда», - Казимир Малевич.

Проект «Звезды русского авангарда» посвящен уникальному периоду советской истории ХХ века, когда искусство молодой Страны Советов утвердилось в авангарде мирового движения. По словам авторов, цель проекта – представить широкой аудитории уникальное наследие советского авангарда, рассказать о тех многочисленных достижениях отечественных авангардистов, которые стали весомым вкладом России в мировую культуру ХХ века. «Сегодня благодаря многочисленным выставкам, открывшимся для посещений архивам, фондам музеев и частным коллекциям, интерес к русскому авангарду переживает второе дыхание, – рассказывает режиссер цикла Сергей Тютин. – Русский авангард признан полноправной частью мирового наследия первой половины XX века, он актуален и привлекает к себе все большее внимание, в том числе и зарубежных зрителей. Авангард – это создание нового, если хотите, это квинтэссенция творчества. То, что сегодня принято называть инновацией. А именно этим и занимаются современные художники – поиском новых форм выражения».
Героями первых программ цикла стали Велимир Хлебников, Василий Каменский, Николай Кульбин, Алексей Крученых. Новые серии цикла посвящены уникальным отечественным кинорежиссерам-экспериментаторам. В передачах речь идет не столько о биографиях знаменитых киноавангардистов, сколько об открытых ими эстетических системах, экспериментальных подходах к художественному творчеству, часто выходящему за рамки уже сложившейся киноэстетики начала XX века и тесным образом связанными с новаторскими тенденциями в театре, живописи и литературе.
«Режиссеры никогда прежде не рассматривались с точки зрения «русского авангарда», несмотря на то, что жили в ту эпоху, творили, были вовлечены в точно такой же ажиотаж поисков новых форм художественного выражения, как художники, поэты, театральные деятели, – говорит Сергей Тютин. – Известно, что советский кинематограф отличался разноплановостью – Дзига Вертов, Александр Довженко, Григорий Козинцев, Леонид Трауберг и другие. В новом блоке мы расскажем о Льве Кулешове, который в 1920-е годы создавал то, на чем сегодня строится кинематограф, в том числе киномонтаж. Сергей Эйзенштейн, герой второго выпуска, в представлении не нуждается, но акцент мы делаем на его разработках по теории кино и открытиях в монтаже, которые режиссер применял в своих работах. Герой следующего выпуска - Всеволод Пудовкин. В частности мы рассказываем о его немом фильме «Простой случай», который практически никто не видел, но отрывки из которого поражают своей визуальной выразительностью. Эти идеи были навеяны творчеством Василия Кандинского. А Александр Андриевский – фигура менее известная из всех. Настоящей сенсацией стал выход 4 февраля 1941 года на экран первого в мире московского коммерческого стереокинотеатра «Москва», в котором использовался безочковый метод проекции на экран, фильма режиссера Александра Андриевского и оператора Дмитрия Суренского - «Земля молодости или Концерт». Этот день считается началом регулярного показа стереофильмов в нашей стране. Фильм Андриевского демонстрировался по 17 сеансов в день, приводил зрителей в восторг и за три месяца в одном кинозале его смогли посмотреть более полумиллиона человек. За 6 лет до этого Александр Андриевский снял звуковой фантастический фильм «Гибель сенсации». Фильм шел в прокате при неизменных аншлагах в кинотеатрах 7 лет. Никто в других странах не мог создать аналогичные технологии».
«Лев Кулешов. Видеть счастливых людей» (5 мая, 22:00). Один из пионеров советского и мирового киноискусства Лев Кулешов сыграл большую роль в исследовании и специфики киноискусства, в развитии киноязыка, монтажа, технологии съемок. Ученики писали о нем: «Мы делаем картины – Кулешов сделал кинематографию». Он вошел в историю кино как открыватель так называемого «Эффекта Кулешова». Он обнаружил, что два кадра, поставленные при монтаже рядом друг с другом, могут создать третий смысл, которого не было ни в первом кадре, ни во втором. Следовательно, в киномонтаже от перестановки мест слагаемых сумма существенно меняется. Его открытие выявило творческую сущность монтажа. И благодаря Льву Кулешову динамичный монтаж во всем мире стали называть «русским». В программе речь пойдет и о других экспериментах Кулешова – создании экспериментальной лаборатории, «виртуального пространства» и «виртуального человека».
«Сергей Михайлович Эйзенштейн – архитектор кино» (6 мая, 22:00). Сергей Эйзенштейн входит в тройку лучших кинематографистов всех времен и народов, а его фильм «Броненосец «Потемкин» – одна из самых титулованных картин за всю историю кино. Снятая к 20-летию первой русской революции 1905 года, лента стала настоящим открытием, а одна из сцен – самой узнаваемой в мировом кинематографе. Многие открытия Эйзенштейна были невозможны, если бы их не питали эксперименты русских авангардистов – художников, поэтов, музыкантов. Режиссуре он учился у Мейерхольда, три месяца посещал мастерскую Кулешова, где понял, значение слова «монтаж». Именно установка на новаторство и сделала Эйзенштейна режиссером, который во многом определил развитие мирового кино на несколько десятилетий вперед. Помимо семи снятых фильмов Эйзенштейн оставил после себя огромное наследие: лекции, исследования, дневники, письма, рисунки.
«Крупный план времени Всеволода Пудовкина» (7 мая, 22:00). Пудовкин был одним из первых теоретиков киноискусства. Он писал о монтаже, о работе с типажом и актером по системе Станиславского. Его работы о режиссуре, о проблеме звука, о реализме и натурализме в кино и сейчас остаются актуальным источником знаний для студентов. Ему всегда удавалось совмещать активную творческую практику и глубокий культурологический анализ кинопроцесса. Он учился в Первой государственной школе кинематографии сначала у Владимира Гардина, затем у Льва Кулешова. Именно от него он узнал про магию монтажа и на всю жизнь сохранил лучшие традиции мастерской Кулешова, существенно углубив теорию монтажа. Пудовкин стал не только выдающимся кинорежиссёром, но и великим теоретиком кино: написал более 200 работ, по которым учатся кинематографисты Италии, Англии и Японии.
«Третье измерение Александра Андриевского» (8 мая, 22:00). Получив образование математика, сценарист, кинорежиссер, изобретатель Александр Андриевский в бурное революционное время становится сотрудником ЧК. Знакомство и общение с поэтом Велимиром Хлебниковым приводит Андриевского в стан футуристов. Затем, резко меняя свою жизнь, он уходит в кинорежиссеры и одним из первых успешно экспериментирует со звуком в кино. В конце 1930-х годов Андриевский становится главным энтузиастом стереокино в нашей стране. Режиссер первый в мире снял стереофильм для «безочкового» показа (3D), благодаря ему и его ученикам, в 1960-е годы была разработана лучшая в мире технология «Стерео-70», отмеченная в 1991 году премией «Оскар» за технические достижения.

Пресс-служба телеканала «Россия К»