30.04.2014 | 15:19

Выставка работ основателя творческой династии Лазаревых

В Центральном доме художника открылась выставка ленинградского живописца Сергея Лазарева. «Микроскопическим пуантилизмом» называл его эксперименты Павел Филонов, и ценил их очень высоко. Особое влияние на художественный почерк Лазарева оказали мастера старой школы: Врубель, Серов, Веласкес. Выставка называется «Через века», и представляет собой дань памяти ушедшему поколению. Одновременно это и дань памяти художнику, которого не в полной мере оценили при жизни. Рассказывают «Новости культуры». 

Люди, жившие в коммуналках, не умевшие извлекать выгоду, в ужасных обстоятельствах сохранившие романтическое отношение к миру. Эта выставка одного художника представляет судьбу целого творческого поколения.

Сергей Лазарев - отец актера Александра Лазарева, дед Александра Лазарева-младшего. Имя основателя творческой династии публике практически неизвестно. Он не стал членом Союза художников – не вписывался в строгие официальные рамки, потому практически не выставлялся. В семье решили собственными усилиями организовать эту экспозицию, чтобы представить творчество незаслуженно незамеченного автора.

«Конечно, дедушка мой был не самый веселый человек, но жизнь, время, в которое он жил, было очень тяжелое. И революция, и Гражданская война и Великая Отечественная война, блокада. Это все, конечно, отразилось на его творчестве, на его вообще восприятии мира. Хотя я смотрю, тут есть яркие портреты, яркие, летние», - говорит народный артист России, внук художника, Александр Лазарев-младший.

У Сергея Лазарева – такая характерная судьба. Работал в комбинате художников – выполнял заказы, за которые платили. Портреты вождей, картины на исторические и политические темы. Свободное время – для настоящего творчества, писал каждый день. Семья занимала две крошечные комнаты в коммуналке, одна – служила мастерской. Работы заполняли антресоли большого коридора. Так жил непризнанный художник. В Эрмитаж он ходил, как на работу, – минимум трижды в неделю – учился у классических мастеров. Хотя было и увлечение формальным искусством. Павел Филонов очень оценил работу Сергея Лазарева.

«Он попробовал. Он действительно 3 месяца тонкой кистью сидел над этой работой. Он сделал работу, не похожую на Филонова. В стиле филоновской живописи, в стиле школы Филонова, но совершенно самостоятельную работу. Он сказал: "Вот, я показываю вам, что я могу писать так, но меня интересует больше реалистическая живопись"», - объясняет куратор выставки Наталья Августинович.

Очень самостоятельный реалист – так сегодня искусствоведы определяют художественную формулу Сергея Лазарева. Менялась палитра, отношение к жанрам, техника. Но нерв неизменен. Никакой иронии. Искренний лиризм внутри при внешней суровости.

«Что родители Саши и мои – совершенно не деловые люди. Это люди жили совершенно другими идеями. Можете, как угодно назвать это – романтичными идеями, отсутствие меркантильности полной. Высокой очень духовности», - вспоминает народная артистка РСФСР, невестка художника Светлана Немоляева.

Выставка называется «Через века». Сергей Лазарев родился в 1899-м, в XIX веке. Прожил большую часть двадцатого. В XXI-м его работы – возможность понять, как жил, что чувствовал человек эпохи перемен – настроенный не на борьбу, а на творчество.

Новости культуры