28.04.2014 | 11:30

Шедевры итальянского Возрождения в Москве

У кого учился Тициан и другие прославленные художники? Ответ на этот вопрос дает новая экспозиция в музее изобразительных искусств имени Пушкина. В Год туризма Италии в России в Москву привезли более полусотни произведений живописи мастеров эпохи Возрождения. Выставка дарит знатокам и любителям редкий шанс проследить развитие искусства Италии в один из самых интересных моментов истории. Рассказывают «Новости культуры».

Это объявление в Пушкинском музее означает, что скоро здесь откроется новая выставка. Экспозиция, которую сейчас готовят в этом зале, особенная. За последние годы постоянные посетители музея уже привыкли, что по личной инициативе предыдущего посла Италии в России Антонио Дзанарди Ланди пару раз в году сюда привозили шедевры из лучших музеев страны. После того, как глава дипмиссии поменялся, возникла пауза. И вот – не один шедевр, а сразу 58 полотен из академии Каррара в Бергамо. Этот музей, расположенный на севере Италии, по числу хранящихся в нем шедевров превосходит многие прославленные музейные коллекции.

«И вот мы получаем из этого замечательного музея совершенно отборные, самые важные вещи из этого собрания, о которых можно только мечтать, – рассказывает директор ГМИИ имени А.С.Пушкина Марина Лошак. – Учитывая добрые отношения этого музея с нашим музеем, мы получили вещи, которые никогда не уезжали из Бергамо».

Вот лишь немногие имена, одно перечисление которых заставляет учащенно биться сердца российских кураторов: Пизанелло, Беллини, Боттичелли, Перуджино, Карпаччо, Лотто. О каждой картине, извлекаемой из специальных контейнеров для перевозки, куратор Виктория Маркова готова рассказывать часами.

«Если говорить о великих именах в абсолютном измерении истории искусства, то есть великих на все времена, то это, конечно, Джованни Беллини, – считает Виктория Маркова. – Тициан был его учеником, другие прославленные художники, вот он был первым. В России произведений этого художника нет».

Пушкинский музей неоднократно предпринимал попытки получить работы Беллини на выставку, но каждый раз получал отказ итальянских музеев. Академия Каррара предоставила сразу две картины Беллини. Вторая, также образ Богоматери с Младенцем, центральное полотно всей экспозиции. Такая щедрость имеет свое объяснение. С 2008 года Академия Каррара закрылась на реконструкцию, с того времени собрание путешествует по миру, уже побывало в Америке, Канаде, Австралии.

«До сих пор мы делали по одной выставке в год, каждая длится примерно три месяца, – говорит директор Академии Каррара Джованни Валагусса. – Картины для выставок в разных странах менялись. Не было такого, чтобы одно произведение перманентно путешествовало по миру. Выставка в Москве – финал этого турне, поскольку в декабре наш музей снова откроет свои двери».

Академия Каррара возникла в конце XVIII века. Ее создателем был страстный коллекционер граф Джакомо Каррара. В 1793-м году он подарил свою коллекцию городу Бергамо. Многие имена, широко известные на Западе, российскому зрителю практически не знакомы. По словам куратора, это объясняется причудливостью формирования российских собраний западной живописи.

«Очень часто так складывается, что в нашей стране возникают свои приоритеты в области искусства, что-то известно, а что-то нет, – рассказывает куратор выставки Людмила Маркова. – И мы часто думаем, что так, как мы думаем – так оно и есть. И часто это зависит от того, какими произведениями располагают наши коллекции».

В Пушкинском музее все-таки есть как минимум одна картина, которая может составить серьезную конкуренцию итальянцам. Якопо Пальма-старший, «Святое собеседование». Работа, очень похожая на ту, что привезли из Бергамо. Только российский Пальма, по словам куратора, гораздо лучше. Но Джованни Валагусса об этом не знает. Пока он тщательно фиксирует каждый момент. Снимки, сделанные на выставке в Москве, войдут в фотолетопись академии Каррара.

Новости культуры