28.04.2014 | 11:01

Донатас Банионис отмечает 90-летний юбилей

Сегодня отмечает юбилей Донатас Банионис. Народному артисту СССР исполнилось 90. В юности он собирался стать керамистом – поступил в ремесленное училище. Но судьба определила ему – быть глиной в руках талантливых режиссёров. Роли в своих фильмах ему отдавали Тарковский, Жалакявичус, Рязанов. В фильмографии Баниониса десятки картин, и он продолжает выходить на съемочную площадку. Рассказывают «Новости культуры».

О Донатасе Банионисе говорят: «Он строит интерьер души, лабиринты познания. Его лицо – внутри и соткано из эмоций». В 90 лет – все еще мальчишеская улыбка. Проницательный взгляд – так он смотрел с юности. В 17 он пришел в паневежский театр к Юозасу Мильтинису. Их упрекали, играют – словно живут. Но уже через несколько лет Паневежис станет настоящей Меккой для театралов.

«Его как театрального актера знают театральные паломники, которые появлялись в те годы в Паневежисе со всех концов Советского Союза и не только - поглядеть на этот театр Мильтиниса. Эта легенда, которая их всех подняла, и они были тогда буквально полубоги», – говорит актер Юозас Будрайтис.

Банионис на экране как и в жизни. О роли в «Мертвом сезоне» Банионис вспоминает чаще, чем о других. Сыграл не шаблонного героя, а «сложного человека». А ведь вначале актера не хотели утверждать. Говорили: невысокий и коренастый – он не похож на советского разведчика.

«Имелся в виду кинематографический образ разведчика, – поясняет киновед Кирилл Разлогов. – Почти все люди, которые были великими разведчиками, не были похожи на разведчиков, поэтому Банионис был более достоверен, чем тот, кто сыграл бы эту роль в соответствии с представлениями руководителей студии.

В кино за Баниониса зачастую говорили другие актеры – мешал прибалтийский акцент. Эпизод в картине Рязанова «Берегись автомобиля» – один из немногих, где звучит настоящий голос актера.

Мучительные и дорогие съемки: как понять сверхреальность Тарковского, как играть переживания, спрятанные глубоко внутри. Режиссер в объяснения не вдавался. Лишь когда «Солярис» вышел на экраны, Банионис понял, что послала ему судьба.

Немногословный философ герцог Альбанский в «Короле Лире», трагический и гениальный живописец, в ленте «Гойя, или тяжкий путь познания», гротесково-суетливый Председатель «Клуба самоубийц». Свои кинороли Банионис оценивает более чем скептически. Говорит: «могу выделить только пять-шесть работ, все остальные – баловство». Впрочем, актер немного лукавит. К работе над дебютной короткометражкой Павла Санаева «Каунасский блюз» отнесся с полной отдачей.

«Великий артист на самом деле прост и готов тебе помогать, – рассказывает Павел Санаев. – Когда был его длинный монолог, я как-то, боясь, что длинный монолог на одном кадре будет скучно, начал ему говорить: “Сейчас мы снимем отсюда, а это – отсюда”. Он сказал: “Нет, Павел, это серьезный кусок, я должен его прочувствовать, играть одним кадром, прошу ничего не резать тут”».

Сотня ролей в театре и около 60 в кино. Банионис надеется, «они не прошли даром». Актер и сейчас убежден: «Надо жить столько, сколько Бог велел» – по правде, без штампов и театральных поз.

К юбилею Донатаса Баниониса смотрите на нашем канале сегодня в 22:30 программу из цикла «Острова». А в 23:35 – художественный фильм «Никто не хотел умирать».

Новости культуры