29.04.2014 | 09:32

Музыкальные сочинения митрополита Илариона прозвучали в Большом зале столичной консерватории

Концерт, посвящённый 30-летию творческой деятельности митрополита Илариона состоялся в Большом зале столичной консерватории. В жизни Митрополита Илариона были периоды, когда он, по его словам, сознательно и надолго вычеркивал музыку из своей жизни. «Мне надо было погрузиться в пастырскую работу, научную работу – говорит он – для чего надо было выйти из мира музыки, перестать жить музыкальными переживаниями». Но были и периоды, благодаря которым возможны концерты, подобные нынешнему, в котором участвовал Российский национальный оркестр. Рассказывают «Новости культуры».

Богослов, патролог, церковный историк, телеведущий, композитор-новатор. За 30 лет митрополиту Илариону удалось совместить в своей творческой жизни самые разные ипостаси. Музыку он начал писать еще в 17, когда оканчивал музыкальную школу при Гнесинке. В его композиторском портфолио – литургические произведения, которые собрали овации лучших залов Америки, Европы, Австралии и, конечно, России.

«Произведения, они все вдохновлены моим основным, то есть служением Алтарю, служением престолу Божию, – говорит митрополит Иларион. – Некоторые произведения непосредственно генетически связаны с православным богослужением, например “Страсти по Матфею” и в значительной степени “Рождественская Оратория”».

На концерте прозвучали произведения для солистов, хора и оркестра. Известные всему миру «Страсти по Матфею» и «Рождественская оратория». Открывало концерт самое первое сочинение – «Песни о смерти», написанное на стихи испанского поэта Гарсиа Лорки. Он до сих пор остается любимым автором митрополита. Тогда, 17-летним подростком митрополит, для произведения выбрал одну из самых важных для человечества тем. Исполнил «Песни о смерти» юный тенор Игорь Морозов.

«Особенно интересно, что чувствует человек в такие годы, – отмечает Игорь Морозов. – И я с удовольствием пою такую музыку, это для меня ново, надеюсь, что буду сотрудничать еще с этими коллективами, с митрополитом».

Алексей Пузаков стоял у истоков творческого пути владыки Иллариона. 30 лет дирижер Московского Синодального хора назад присутствовал на его первом публичном концерте. Тогда, по его словам, он и подумать не мог, что когда-нибудь будет исполнять сочинения митрополита в Большом зале консерватории.

«Владыка – человек необыкновенной души, необыкновенного таланта и необыкновенного внутреннего света, – говорит Алексей Пузаков. – Это отражается в его музыке, потому что музыка владыки никого не оставляет равнодушным, потому что она говорит чистым, светлым, понятным человеку языком о Боге, о вере и о вечной правде».

Во втором отделении за дирижёрский пульт встал автор. Прозвучала «Стабат Матер», написанная на латинский текст католической секвенции, которая повествует о страданиях Божией Матери у креста. Эти строки легли в основу двух сотен произведений композиторов разных эпох и стран. Свою «Стабат Матер» Митрополит Илларион создавал три года.

Новости культуры