29.04.2014 | 10:18

В Ораниенбауме идут реставрационные работы

Жемчужина дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума – знаменитый Китайский дворец Екатерины Великой, возведенный во второй половине XVIII века архитектором Антонио Ринальди – готовится к летнему сезону. Активные реставрационные работы идут в двух залах: розовой гостиной и гардеробной – они должны открыться для посетителей в июне. Какие сюрпризы готовят реставраторы для гостей Китайского дворца – рассказывают «Новости культуры».

В ряду пригородных памятников Петербурга Китайский дворец Ораниенбаума занимает исключительное место. Единственный в России полноценный образец рафинированного стиля рококо не подвергался существенным перестройкам в XIX веке, в годы войны оказался на знаменитом плацдарме, не захваченном немцами, ветшал всю вторую половину ХХ столетия, сохраняя необъяснимое очарование эпохи свершений Екатерины Великой. Творение итальянских декораторов, руководимых Ринальди, никогда не использовалось в качестве постоянной загородной резиденции.

«Это скорее павильон, где можно было хвастнуть перед послами», – говорит главный хранитель Китайского дворца Татьяна Сясина.

Неотапливаемый дворец нуждается в особом температурно-влажностном режиме. Его параметры на основе анализа сезонных изменений состояния красочного слоя, паркетов, штукатурки установили музейные климатологи.

«Это от плюс 5 до 12 градусов, – поясняет заведующий филиалом «Ораниенбаум» музея-заповедника «Петергоф» Андрей Федоров. – Контроль проводится ежедневно в течение всего года».

Реставрация дворца, начавшаяся к 300-летию Ораниенбаума, поделена на три этапа. Первые четыре зала – Большая антикамера, Зал муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет – открылись в 2011 году. Вторая очередь реставрации включает гардеробную, Розовую гостиную, комнаты на половине Павла Первого. Перечисление сортов дерева на уникальных паркетах напоминает урок природоведения.

«Здесь присутствует красное дерево, черная пальма», – говорит реставратор Александр Волкодав.

В передней заканчиваются расчистки орнаментальной живописи XVIII – первой половины XIX веков. Творения итальянских мастеров не подвергались серьезной реставрации с момента установки.

«Надо было демонтировать это все, утраты красочного слоя и грунта – полный набор, и никогда эту живопись не демонтировали», – поясняет реставратор Николай Михайлов.

Иероглифы на паркете в интерьере в китайском вкусе абсолютно непонятны китайцам. Загадки половины Екатерины в ближайшие сезоны не найдут отражения в экскурсионной программе.

Главный бренд Китайского дворца – Стеклярусный кабинет – безболезненно преодолел мягкую зиму. Музейщики готовятся представить начинку этой объемной шкатулки с драгоценностями вместе с новой подсветкой.

Новости культуры