28.04.2014 | 19:16

Выставка шедевров живописи из собрания академии Каррара открывается в ГМИИ имени Пушкина

У каждого своё окно в Европу. Для очень многих москвичей оно располагается на Волхонке. К списку громких выставочных проектов Музея изобразительных искусств имени Пушкина сегодня прибавляется ещё один – имеющий несомненную просветительскую ценность. Выставка шедевров из собрания академии Каррара в Бергамо – это история живописи итальянского Возрождения «из первых уст» и представлена она именами первого ряда. Однако с творчеством этих мастеров российские зрители до сих пор знакомились лишь по репродукциям. Рассказывают «Новости культуры».

Последний штрих перед открытием выставки – в итальянском дворике Пушкинского музея вывешивают гигантский портрет Джулиано де Медичи кисти Сандро Боттичелли. В действительности картина совсем небольшая. Чего нельзя сказать о самой выставке. Три зала Пушкинского музея вместили целых 150 лет истории итальянского искусства. Это те самые полтора столетия, которые изменили мировую живопись. Достаточно сказать, что именно в этот период в картины была введена линейная перспектива. Всего в Москву из музея академия Каррара привезли 58 произведений. Пизанелло, Беллини, Боттичелли, Перуджино, Карпаччо, Лотто. Одно перечисление этих имен способно заставить учащенно биться сердца российских кураторов.

«Я люблю вот этого Джованни Беллини, – говорит президент ГМИИ имени А.С.Пушкина Ирина Антонова. – Я когда первый раз побывала очень много лет тому назад в Бергамо, я просто влюбилась в эту картину. Потому что в то время так еще не изображали это единение Марии с младенцем. Они оба взволнованы, оба ждут, что что-то должно произойти».

Большая часть картин, привезенных в Москву, в свое время украшали церкви Бергамо и других итальянских городов. Некоторые из них, по словам искусствоведов, почти вплотную приближаются к русской иконописи.

И, кстати, почти все эти картины, так же, как иконы, написаны на дереве темперными красками. По музейным правилам, это делало их практически невыездными из стен музея.

«Я думаю, мы обменялись, по меньшей мере, сотней электронных писем с российской стороной, пока готовили эту выставку, – рассказывает заведующий картинной галереей Джакомо Каррара Джованни Валагусса. – Это попытка рассказать об эпохе Возрождения. Мы попытались выстроить хронологическую и географическую последовательность, чтобы рассказать российским зрителям об этом искусстве».

Но вряд ли сами итальянцы в полной мере отдают отчет, какую ценность в глазах российских музейщиков имеют картины из их собрания.

«Планка оценки итальянского искусства чрезвычайно высока, – отмечает куратор выставки Виктория Маркова. – И многие из художников, если бы они принадлежали не к итальянской школе, а к другой, они, безусловно, были бы звезды мирового уровня. В Италии свой счет. И когда в искусстве есть такие имена, как Рафаэль, как Леонардо, Микеланджело, то и счет идет как бы сверху вниз».

Пушкинский музей неоднократно предпринимал попытки получить эти работы на выставку. Но каждый раз получал отказ. Возможно, не было бы и этой выставки, если бы в 2008-м году Академия Каррара не закрылась на реконструкцию. С того времени собрание путешествует по миру. Картины уже побывали в Америке, Канаде, Австралии. Выставка в Москве – финал этого турне.

Читайте также:
Шедевры итальянского Возрождения в Москве>>>

Новости культуры