25.04.2014 | 07:23

Выставка "Разные судьбы памятников культуры" открылась в Москве

Сотрудники Научно-реставрационного центра имени Грабаря говорят иногда, что сами себе завидуют. И действительно, их работа позволяет им не только прикоснуться к шедеврам Дюрера или Рубенса, например, но в каком-то смысле стать соавторами гениев. Через талантливые руки реставраторов прошла живопись и графика старых мастеров, представленная на выставке под названием «Разные судьбы памятников культуры». Экспозиция в Музее архитектуры имени Щусева – это, по сути, отчет о проделанной работе, которая вызывает восторг. Рассказывают «Новости культуры».

Каждую подобную выставку сотрудники Центра реставрации имени Грабаря сравнивают с выпиской тяжелобольного пациента, который после титанических усилий всего коллектива выздоравливает и, наконец, покидает больницу. И о том, что он нуждался в лечении, то есть в реставрации, сразу не скажешь. Все представленные здесь работы, а в основном это западноевропейские гравюры XV-XVIII веков, в идеальном состоянии.

«Как здесь многие отмечали – как будто работы написаны вчера, – говорит генеральный директор ВХНРЦ имени И.Э.Грабаря Александр Лессовой. – Потому что они в великолепном выставочном состоянии. А чтобы узнать – и это предполагается тематикой этой выставки – какие работы были проведены, какие работы мы получили до реставрации, это на мультимедийных экранах показаны все реставрационные процессы».

По-настоящему оценить работу сотрудников центра имени Грабаря могут только специалисты, которые знают, что каждая гравюра состоит из мельчайших штрихов. На то, чтобы восстановить хотя бы один квадратный сантиметр, уходят недели. Труд колоссальный, но почти незаметный.

«На самом деле, это совершенно не обидно, – признается художник-реставратор ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря Ольга Тимерина. – Мы очень любим и гордимся своей профессий, поскольку она дает возможность контактировать с подлинниками. Мы можем их видеть не просто как люди, посещающие выставки, под стеклом, мы можем соприкасаться с этими вещами. Это огромная радость, огромная честь».

Но реставрация – реставрации рознь. Если продолжить сравнение с медициной, здесь есть работы, пережившие клиническую смерть. Для спасения которых нужны специалисты экстра-класса. Картина неизвестного голландского художника конца XVI века «Христос и Закхей» поступила в центр Грабаря из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, затопленного в результате сильного наводнения. Картина сильно пострадала.
Была уже почти отреставрирована, но в 2010-м в центре Грабаря случился пожар. Работа оказалась в его эпицентре.

«Она написана на евангельский сюжет, может, это повлияло – произошло вот это чудо, – рассказывает реставратор Андрей Гаврилин. – Но по всем категориям и параметрам, ее не должно было быть. Она была вот над самой этой дыркой, в которую вертолеты сбрасывали мешки с водой».

По словам реставратора, картину спасло еще и то, что холст был заклеен несколькими слоями специальной бумаги, которая предотвратила размывание красочного слоя. Но всё пришлось начинать с нуля. Похожую драматичную историю реставраторы могут рассказать о многих представленных здесь работах. Вот почему эта выставка для них больше, чем просто обычный вернисаж.

Новости культуры