25.04.2014 | 07:16

Международный месяц фотографии продолжается в столице

По ходу Международного месяца фотографии открытие в Москве в один день сразу 3-4-5-ти выставок – явление обычное, нормальное. Организаторы, видимо, уверены в том, что публика на московской Фотобиеннале опытная, оказавшись перед выбором, не растеряется. Кто-то остановится на выставке Юрия Роста или пейзажных этюдах Саймона Робертса. Кого-то привлекут полароидные снимки, сделанные всемирно известными художниками и фотографами. Франкофилам придется по душе выставка «Перспективы». А съемочная группа «Новостей культуры» предприняла попытку охватить всё.

В его арсенале – два мощных художественных оружия: текст и фотография. Публицист и фотограф, Юрий Рост на открытии выставки взял инициативу в свои руки – сам проводит экскурсии, подробно рассказывает о каждой фотографии. «Групповой портрет на фоне мира» – это около 200 фотографий, и все сделаны без специального света – это его философия.

«Я снимаю человека в том мире, в той среде и с тем светом, в котором он живет, – поясняет Юрий Рост. – Это я должен приспосабливаться к нему, а не он ко мне. Почти все они видят, что я их снимаю, за редким исключением, и доверяют мне. Собственно, это мое представление о человеке».

Свой взгляд на человека и его место в родной стране у британца Саймона Робертса. Он проехал по России десять лет назад. Много снимал и создал некий общий портрет тех, кто здесь живет. Вернувшись домой, в Великобританию, стал размышлять о своих соотечественниках.

«Путешествуя по России, я понял, что люди принадлежат тому месту, где живут, – говорит Саймон Робертс. – Но вот кем являются англичане, я так и не понял до сих пор. Поэтому эту серию фотографий считаю незаконченной».

Еще одна коллекция работ, собранных по всему миру, приехала из Франции. Экспозиция под названием «Перспектива» - ответ русским мастерам авангарда. Внимание привлекает стул из бронзы, парящий в воздухе.

«Этот стул – творение молодого фотографа, – рассказывает куратор выставки «Перспектива» Ги Буайе. – Он мечтал стать скульптором, мы помогли ему, как когда-то, в 1901-м, наши предшественники помогли Родену организовать выставку».

Выставку этих фотографий ждали 40 лет. Забытые сейчас полароидные снимки когда-то пользовались огромной популярностью. Сам процесс, его моментальность привлекали самых ярких художников. Вот Энди Уорхол чихает, а вот Андреас Мол деформирует реальность.

«Если бы Полароид был заурядной технологией, вряд ли бы столько знаменитых художников пользовались ею, – отмечает куратор выставки Петер Кельн. – Это действительно уникальные нетиражные истории».

Четыре выставки, на первый взгляд, абсолютно не связанные между собой, на самом деле, призваны ответить на главный вопрос фотобиеннале.

«Мы исследуем, почему фотография сегодня – не просто занимает важное место на Олимпе муз, а почему она сегодня ведет активную экспансию по вытеснению слова и всех других медиа», – говорит директор Мульмимедиа Арт музея Ольга Свиблова.

Портреты, пейзажи, процессы, перспективы – они уже запечатлены, и доносят до нас свои истории, но под каждой фотографией – все-таки текст – как дополнение к тому, что уже сказано изображением.

Новости культуры