23.04.2014 | 19:41

Государственный исторический музей представляет выставку, посвященную кочевым народам Евразии

Государственный исторический музей открыл новую экспозицию – «Кочевник. Между небом и землёй». Проект многократно анонсировался как один из самых масштабных в сезоне. Общее представление о кочевых народах Евразии тоже балансирует между двумя противоположностями – между некоторой суммой отрывочных исторических знаний и поэтического мифа о странных людях с особым понятием «покоя и воли». За первое отвечают памятники из коллекции музея, за второе – работы современного бурятского скульптора Даши Намдакова. Рассказывают «Новости культуры».

Сразу у входа – олицетворение свободного кочевого мира. Конь и вооруженный всадник. Этот – из глины VII столетия. Найден археологами в Таманской степи в XIX веке. Рядом – всадник из бронзы, словно буддийский монах, застыл в глубоком размышлении. Облаченный в необычные доспехи, воин Даши Намдакова, скорее, напоминает Дон Кихота. В образе не разрушителя, а созидателя и мудреца предстал и великий завоеватель Чингисхан.

«Я не хочу никого пугать, это должно приносить эстетическое удовольствие, – говорит скульптор. – Даже если я делаю воинов они всегда философские, смешные. У меня есть такая работа старый воин. Пузатенький. Он воевать уже не может, но дух завоевателя остался».

На этой выставке работы Намдакова в контексте древних артефактов музея представлены не случайно. Его самого называют скульптором с душою кочевника. Каждое его творение – из бивня мамонта или золота – передают стихию номадизма – буйную, с ветром, запахом степных трав и стуком копыт. Вот – юная всадница едет по степи в юрту жениха. К лошади прикреплен сундучок – приданое девушки. А это – конь Модэ. Порванная узда, обломанные ноги, слегка позеленевшая бронза – современная скульптура, будто только что извлечена из недр земли.

«Это фантастический способ подчеркнуть это соединение произведений современного художника и произведения безымянных авторов древних эпох, хрупкость археологического источника, его уникальность, многогранность, – считает заведующая отделом археологических памятников Государственного исторического музея Наталья Шишлина. – С другой стороны, это показало, что современное искусство живо».

Бескрайняя степная равнина только на первый взгляд кажется монотонной. Но культура кочевников богата яркими образами. Они нашли отражение в орудиях труда, оружии, украшениях, предметах искусства. Типичный стиль – скифский звериный.

«Животные были изображены в определенных позах, какие-то части тела выделялись, – говорит главный хранитель отдела археологических памятников Государственного исторического музея Андрей Фирсов. – Например, здесь изображена пантера, у нее выделено бедро, глаза, лапы».

От безымянных народов бронзового века до современных номадов Сибири. Выставка позволяет пройти весь путь кочевника, познакомиться не только с жизнью и бытом, но с философией степных народов.

«Кочевая жизнь наложила отпечаток на культуру в том смысле, что все вещи с собой не увезешь, – говорит автор проекта выставки Андрей Рейнер. – Здесь начинаются сочетания атрибутики философские и религиозные с практическим применением. 18.28 Предмет всегда носил двойное назначение».

Особое место в культуре кочевников занимает череп. Его считают вместилищем души. Черепа в своем творчестве использует и Даши Намдаков. Нашел череп рыси, сделал из него каркас, начал накладывать мягкие ткани. Так получилась – Хранилица. Самая известная работа скульптора теперь всегда будет храниться в историческом музее.

Новости культуры