23.04.2014 | 10:40

Сегодня знаменитая Таганка отмечает 50-летие

Таганка – театр-легенда, место боёв – творческих, идеологических, место силы – для многих поколений актеров и зрителей – отмечает 50-летний юбилей. Несмотря на события последних лет, Таганка была и остается театром одного режиссера – Юрия Любимова. За первые 25 лет существования театра он создал здесь территорию настоящего свободного творчества посреди несвободной жизни. Вторая четверть века прошла в довольно жесткой борьбе за сохранение статуса легенды. Об истории театра рассказывают «Новости культуры».

Спектакль «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Любимова идет уже 50 лет. С него началась история Таганки. Полвека назад это был дипломный спектакль. По Москве передавали из уст в уста: в Щуке показывают что-то невероятное. Смотреть нужно срочно, а то закроют. Новаторская эстетика Брехта. Соединение поэзии, пластики, драмы. Принцип: четвертая стена – та, что за зрительный залом. Актеры смотрели зрителям в глаза.

«Они на зрителя работали и научились впрямую обращаться со зрителем, – говорит Юрий Любимов. – А это не так просто. Когда серьезно вам говорить со зрителем, то надо же найти человека или несколько людей, с которыми вы хотите вести диалог. Это другое совсем. Поэтому возникает другой еще опыт».

Алексей Кузнецов, студент того самого любимовского курса, отмечает: эта постановка не просто будоражила – взрывала. Публика сидела на подоконниках, на полу. Вокруг спектакля складывалось особое пространство.

«Писатели к нам приходили, ученые, – вспоминает Алексей Кузнецов. – И все страшно радовались тому, что открывается нечто новое, нечто свежее. Нечто, что может принести плоды и в дальнейшем. Поэтому атмосфера была вполне революционная».

Юрию Любимову «дали» Московский театр драмы и комедии на Таганке. Режиссер привел своих студентов, и это место – стало Меккой театралов. Говорили: на Таганке даже свет и воздух – другие. Вениамин Смехов, много лет проработавший у Любимова, вспоминает: труппа, жила и общалась, как семья. В этой любви – часть феномена театра.

«Это время 60-х годов, когда в закрытой стране, несвободной стране Таганка оказалась островком свободы», – говорит Вениамин Смехов.

У театра выстраивались очереди, ночью жгли костры. Билет на Таганку – о таком подарке мечтали. Даже если ставили классику – это всегда было про сегодняшний день. Правда – про сейчас. Марк Захаров отмечает – в театральном мире Таганка была едва ли не самой обсуждаемой темой.

«Вдруг такой эстетический рывок. И разные ходили слухи про то, что это не он ставит, – рассказывает Марк Захаров. – Нет, не может человек один такой театр организовать. Что сидит под сценой карлик, который ночью выходит и ему показывает как надо это все сделать».

Подобные фантазии подтверждают, насколько «другим» был театр на Таганке. Гамлет – в джинсах, с гитарой. В главной роли – главный бунтарь поколения. Такое могло быть только здесь.
В легендарном «Гамлете» занавес наравне с артистами – играл собственную роль. Он и вправду живой – движется, дышит, создает ритм. Для тех, кто видел его на сцене – этот образ сети, паутины теперь навсегда часть того самого вопроса – «быть или не быть?»

Этот занавес придумал художник Давид Боровский, ставший полноправным соавтором спектакля. Еще один дар Любимова – угадывать таланты, привлекать уникальных людей, создавать дух общего дела. Николай Эрдман, Владимир Мартынов, Александр Солженицын. Сегодня критики говорят: Таганка – это и влияние Мейерхольда, и открытия Вахтангова. Сам о себе Любимов говорит – я минималист. Ничего лишнего – не просто стилистика. Стремился заострить послание, сфокусировать зрителя на острой теме.

«Советский классический театр. Чтобы была лестница, настоящая листва, сделанная трава, вроде, это природа, – говори т Марк Захаров. – И еще светом делалось вроде снег идет – и тогда это аплодисменты вызывало. Вот такого ужаса средневекового в нашем театре после Таганки быть не могло».

Спектакли запрещали. Доносов, писем набралось на огромный том. Коллеги по цеху уверяют: Любимов был не просто режиссером – борцом. От сопротивления – загорался. Бой был важной частью его жизни. И в этом смысле он – победил. Химеры, с которыми сражался, общими усилиями были повержены. В искусстве начались другие движения. После ухода Любимова из театра – осталось и здание, и репертуар. Выходят премьеры, на Таганку приходят новые зрители. Любимов продолжает ставить – на других площадках. Но это уже – совсем другая история.

О «Золотом веке Таганки» в своей авторской программе рассказывает актёр Вениамин Смехов. Не пропустите сегодня в 18.15. А в пятницу в 22.05 смотрите программу «Линия жизни» с основателем легендарного театра, режиссёром Юрием Любимовым.

Новости культуры