23.04.2014 | 19:05

Юрий Любимов как явление мировой культуры

В этом году исполняется 50 лет со дня образования Театра на Таганке. И 80-летие творческой деятельности отмечает тот, кому театр обязан обретением статуса уникального явления советской культуры. Творчеству выдающегося режиссёра Юрия Петровича Любимова сегодня была посвящена международная конференция, которая прошла в театре имени Вахтангова. Рассказывают «Новости культуры».

Пункт с наушниками тут – ключевая точка. Конференцию переводят на несколько языков – наглядная иллюстрация того, что Любимов явление мировое.

«Он, безусловно, реформатор, – отмечает режиссер Теодорос Терзопулос. – Любимов привнес в театр новую энергию. На первое место он поставил актера. Пластика, реакции, даже дыхание – стали частью спектакля».

«Любимов повлиял на многих режиссеров моего поколения, – говорит режиссер Тадаси Судзуки. – Во-первых, это пример стойкости и достоинства театрального деятеля, который работает в самых тяжелых обстоятельствах. Во-вторых, это уникальный опыт работы с литературным текстом».

На Таганке ставили то, что казалось, для сцены не предназначено – поэзия Маяковского, роман Солженицына. Мир Любимова – гротеск, сдержанность, отстраненность и естественность одновременно. Для зарубежных театроведов в этом очевидно – влияние Мейерхольда.

«Любимов пригласил в театр на Таганке в первых годах – Николая Эрдмана, который был очень близко к Мейерхольду, – рассказывает театровед Беатрис Пикон-Валлен. – И Эрдман, вот этот замечательный писатель, он очень много рассказал и Любимову и актерам о том, как был театр Мейерхольда. И наследие Мейерхольда течет от Эрдмана, то есть прямые истоки».

Критики отмечают: Любимов – редкий для эпохи тип художника, который идет от материала, а не от собственной концепции. Поэтому имея узнаваемый стиль – работает без штампов. Владимир Мартынов создал с Любимовым более 20 спектаклей. Уверен, режиссер ощущает передовые тенденции многих искусств.

«Я как композитор работал, но я никогда не писал музыку, – признается Владимир Мартынов. – Никогда не писал отдельно взятых номеров. Это было решение пространства, куда входили шумы, топота ног и так далее. Все это было музыкой».

Те, кто помнят Таганку ее золотого века, говорят: этот театр был нужен так же, как хлеб. Со всеми участниками конференции, Любимова связывает дружба, совместная работа, общие проекты. Хотя сам он и не присутствует.

«Это событие для него важное и эмоциональная, большая нагрузка, – отмечает супруга Юрия Любимова Каталин Любимова. – Поскольку была проблема с ритмом сердца, настаивали его лечащие профессора, что это могло опять послужить причиной того, что сердце стало быстрее работать, чем нужно».

Сегодня сразу два юбилея – 50 лет Таганке и 80 ЗК: творческой деятельности Юрия Любимова. На конференции отметили: такое сценическое долголетие, возможно, не имеет аналогов в истории.

Новости культуры