22.04.2014 | 19:07

Новая выставка из серии "Коллекции и коллекционеры" открылась в ГМИИ имени Пушкина

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка «Искусство как профессия». Она посвящена людям, которые открыли в себе призвание коллекционирования и посвятили ему свою жизнь. Отыскать, разглядеть и поддержать талант – это тоже особое искусство. Масштабная экспозиция состоит из сотни работ, собранных Анатолием и Майей Беккерман. Последние 40 лет они живут в США, где собрали одну из самых внушительных в Америке коллекций русского искусства. Рассказывают «Новости культуры».

В Пушкинском музее впервые за последние годы так помпезно встречают частного коллекционера. На парадной лестнице выстроена триумфальная арка, залы музея превращены в настоящее зазеркалье. Повсюду размещены цитаты, подчеркивающие значение коллекционеров и арт-дилеров. Впрочем, если вспомнить историю самого Пушкинского, возникшего в результате национализации частных собраний, в этом нет ничего удивительного. Но в данном конкретном случае такова концепция выставки – возвести на пьедестал не художника, а коллекционера. В этой почетной роли – Анатолий и Майя Беккерман, одни из самых крупных коллекционеров русского искусства в США.

«Вот наш герой работает с русским искусством на чужой территории – в США. И происходит довольно знаковая вещь. Он не просто работает как галерист, не просто коллекционер. Он создает коллекции, связанные с русским искусством не русских граждан», – рассказывает директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак.

Пройдя через триумфальные врата и отражаясь в сотнях зеркал, Анатолий Беккерман признался, что смущен этим блеском в не меньшей степени, чем впечатлен.

«Приходится давать интервью, фотографироваться, но я не тщеславен лично, – признается Анатолий Беккерман. – Но я очень рад, когда мир может увидеть нашу коллекцию».

В коллекции Анатолия и Майи Беккерман около 300 произведений русских и советских художников. Константина Коровина, Петра Кончаловского, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Бориса Кустодиева, Роберта Фалька, Давида Штеренберга и многих других. Некоторые картины в силу судеб их авторов, оказавшихся после революции на Западе, в России выставляются впервые. Есть и такие работы, которые были вывезены за рубеж еще в царское время.

«В том зале исключительно редкая картина Борисова-Мусатова «Летний вечер», которая была привезена и показана на выставке в 1904-м году в Сант-Луисе, и какая-то американская семья купила, потом случайно они с нами сконтактировали», – рассказывает Анатолий Беккерман.

У этой выставки помимо ее очевидного культурного значения есть и другое измерение, о котором сказал присутствовавший на открытии специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. По его словам, за последние четыре года культурные контакты России и США заморожены из-за ситуации с библиотекой Шнеерсона. И сейчас именно частные коллекционеры являются связующим мостом.

«Эту выставку мы готовили потому, что вот такие сложности межмузейных отношений между музеями США и России, хотя директора музеев настроены на сотрудничество, – говорит специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. – Но в нынешней ситуации, известной всем, такого рода представление американской коллекции в русском музее, я имею в виду в музее имени Пушкина, факт очень важный».

Помимо Москвы, эта выставка побывает и в Петербурге в Русском музее, где, кстати, есть несколько работ, ранее принадлежавших Анатолию Беккерману. Меценатство, которое в Америке не только уважаемое, но и выгодное занятие, это еще одна грань личности коллекционера. В дар Пушкинскому он преподнес одну из своих картин.

Новости культуры