05.07.2011 | 10:40

В Москве открывается фестиваль, приуроченный к юбилею Сергея Образцова

Для детей – игрушка, для взрослых – память о детстве, а для историков – вечная спутница человеческой цивилизации. Кукла во всех «амплуа» – на выставке, которую представляет музей Государственного театра кукол имени Сергея Образцова. Масштабная экспозиция «Пространство кукол» в Ветошном переулке открывает программу «Образцовфеста». Фестиваль приурочен сразу к нескольким юбилеям – 110-летию со дня рождения Сергея Образцова, 80-летию его театра и 65-летию одной из самых знаменитых постановок великого кукольника – «Необыкновенного концерта». Рассказывают «Новости культуры».

Переселение Ноя и еще двух сотен кукол из запасников музея в выставочный зал впечатляет не меньше, чем всемирный потоп. Куклы театральные, анимационные, ритуальные, обрядовые, интерьерные – подготовка к «Образцовфесту» в самом разгаре.

«Эта кукла из спектакля «Комедия ошибок», она самая крупная, мы ее очень любим, – рассказывает куратор выставки Ирина Коновалова, показывая куклу «Куртизанка». – Это куртизанка, и может быть она на нее не очень-то похожа, но тем не менее».

Предпраздничная суета – обычное дело. 5 июля, день рожденья Сергея Образцова, всегда отмечали весело и шумно. К концу сентября внучка мастера готовит масштабный спектакль «Гранд-вояж», и это тоже часть «образцовфеста» - посвящения деду.

«Мы пекли пирожки дедушкины любимые с капустой и яйцом, это была моя работа, а теперь моя работа – делать спектакли, выставки открывать, признаюсь, с пирожками было легче, их же бабушка делала», – говорит Екатерина Образцова, режиссер, внучка С. В. Образцова.

По этому собранию можно изучать не только историю кукол, но и историю Советского Союза: подарки Сергею Образцову – это своеобразная политическая карта эпохи.

«Мы работаем с карнавальной маской льва – это середина ХХ века, у нас было много предметов из Китая, потому что были дружественные страны», – говорит Светлана Гнутикова, сотрудник музея при ГАЦТК им. С.В.Образцова.

Из запасников на встречу со зрителем извлекли не только бренды, вроде немеркнущего остряка Апломбова, но и куклы-ветераны – в прямом смысле слова.

«За месяц до начала Отечественной войны был поставлен спектакль «Ночь перед Рождеством», замечательный, и это вот Чуб. Это были невероятно интересные декорации с перспективой», – говорит Наталья Кострова, методист музея при ГАЦТК им. С. В. Образцова.

«Ночь перед Рождеством» считался спекталем для взрослых и дети до 16 на него не допускались. После войны эти куклы попали на первые гастроли театра за рубежом – в Польшу и Чехию. А вот эти персонажи стали участниками первого кукольного мюзикла «Дон Жуан».

«У нас все герои пели, и также пел Боярский, он ведущий, – рассказывает Елена Гусева, главный хранитель музея при ГАЦТК им. С. В. Образцова. – Сама кукла, портрет сделан с Боярского, видите, какое сходство. Вот тут на кукле – специальная дырочка, когда они деруться, ему прокалывают грудь».

Кукла всегда оставалась и мистическим предметом – и касается это не только древних обрядовых кукол, а вполне безобидной старушки – «Пиковая дама» по Пушкину в начале 2000-х наделала шуму в театре.

«У нас небольшой пожар произошел на репетиции, и пожарная сигнализация сработала тоже – независимо от пожара», вспоминает Елена Гусева.

Но самый главный принцип здесь – это разнообразие, этим руководствовался и Сергей Образцов, неутомимый коллекционер. По словам Бориса Голдовского, арт-директора «Образцовфеста», «хотелось показать кукольную цивилизацию, всех кукол».

«Образцовфест» только начинается – впереди еще три месяца празднований, мастер-классов, конференций и, конечно же, спектаклей.

Читайте также: 

В Москве открывается выставка "Пространство кукол" >>>